18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Северная Италия: из поздней готики в Ренессанс

№32, апрель 2015
№32
Материал из газеты

Еще одна выставка «Экспо-2015» в Милане посвящена искусству Ломбардии

Художник Павийской школы. Мадонна с младенцем, Иоанном Богословом, Св. Антонием и донатором
Художник Павийской школы. Мадонна с младенцем, Иоанном Богословом, Св. Антонием и донатором

Как нам продемонстрировал Джермано Челант, воспроизведя в венецианских залах Фонда Prada экспозицию Когда отношения становятся формой культового куратора Харальда Зеемана на прошлой Венецианской биеннале, выставки-ремейки могут быть ничуть не хуже оригиналов. И это тем более справедливо, если речь идет об искусстве итальянского Возрождения, смотреть на которое можно снова и снова. Искусство Ломбардии от Висконти до Сфорца — последняя масштабная выставка, куратором которой в 1958 году выступил один из самых авторитетных исследователей Ренессанса Роберто Лонги. И теперь, спустя почти 60 лет, лучшие произведения художников Ломбардии XIV–XV веков можно снова увидеть в миланском палаццо Реале.

Конечно, ремейк не будет буквальным. Но это и не входило в планы устроителей. Важно было представить Милан как центр формирования европейской культуры. Висконти и Сфорца — две правившие династии, во времена которых Ломбардия перешагнула из поздней готики в Возрождение. Особую роль в этом тектоническом сдвиге сыграл Лодовико Мария Сфорца, пригласивший в 1482 году на службу в Милан Леонардо да Винчи. В первом зале можно увидеть портреты (как живописные, так и скульптурные) всех прославивших себя в качестве покровителей искусств членов этих семейств и разобраться в заслугах каждого. Так, первым «иностранцев» из Тосканы в Ломбардию еще в середине XIV века позвал Аццоне Висконти: в Милан приехали Джотто (его произведений в городе не сохранилось, но влияние на ломбардских мастеров признают все) и скульптор Джованни ди Бальдуччо, работавший здесь над оформлением ряда церквей. С именем Джан Галеацци Висконти связано начало активного строительства главного миланского собора — Дуомо; специально для выставки с него даже снимут некоторые скульптуры и витражи, хорошо рассмотреть которые издалека обычно не удается.

Кроме того, покажут рисунки и иллюстрированные манускрипты Джованнино де Грасси и Микелино да Безоццо, работавших над убранством собора. Всего в экспозицию включено примерно 250 произведений, среди которых и живопись, и скульптуры из мрамора и дерева, а также миниатюры, книги и ювелирные украшения. Некоторые из них, например манускрипт ордена гумилиатов из Британской библиотеки, проиллюстрированный ломбардцем Амброджо Бергоньоне, ни разу не выставлялись. До других, как до Благовещения (ок. 1500) Винченцо Фоппы, не так просто добраться: картина находится в палаццо Борромео, целиком занимающем один из островков озера Мадджоре.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+