18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Северная Италия: из поздней готики в Ренессанс

№32
Материал из газеты

Еще одна выставка «Экспо-2015» в Милане посвящена искусству Ломбардии

Как нам продемонстрировал Джермано Челант, воспроизведя в венецианских залах Фонда Prada экспозицию Когда отношения становятся формой культового куратора Харальда Зеемана на прошлой Венецианской биеннале, выставки-ремейки могут быть ничуть не хуже оригиналов. И это тем более справедливо, если речь идет об искусстве итальянского Возрождения, смотреть на которое можно снова и снова. Искусство Ломбардии от Висконти до Сфорца — последняя масштабная выставка, куратором которой в 1958 году выступил один из самых авторитетных исследователей Ренессанса Роберто Лонги. И теперь, спустя почти 60 лет, лучшие произведения художников Ломбардии XIV–XV веков можно снова увидеть в миланском палаццо Реале.

Конечно, ремейк не будет буквальным. Но это и не входило в планы устроителей. Важно было представить Милан как центр формирования европейской культуры. Висконти и Сфорца — две правившие династии, во времена которых Ломбардия перешагнула из поздней готики в Возрождение. Особую роль в этом тектоническом сдвиге сыграл Лодовико Мария Сфорца, пригласивший в 1482 году на службу в Милан Леонардо да Винчи. В первом зале можно увидеть портреты (как живописные, так и скульптурные) всех прославивших себя в качестве покровителей искусств членов этих семейств и разобраться в заслугах каждого. Так, первым «иностранцев» из Тосканы в Ломбардию еще в середине XIV века позвал Аццоне Висконти: в Милан приехали Джотто (его произведений в городе не сохранилось, но влияние на ломбардских мастеров признают все) и скульптор Джованни ди Бальдуччо, работавший здесь над оформлением ряда церквей. С именем Джан Галеацци Висконти связано начало активного строительства главного миланского собора — Дуомо; специально для выставки с него даже снимут некоторые скульптуры и витражи, хорошо рассмотреть которые издалека обычно не удается.

Кроме того, покажут рисунки и иллюстрированные манускрипты Джованнино де Грасси и Микелино да Безоццо, работавших над убранством собора. Всего в экспозицию включено примерно 250 произведений, среди которых и живопись, и скульптуры из мрамора и дерева, а также миниатюры, книги и ювелирные украшения. Некоторые из них, например манускрипт ордена гумилиатов из Британской библиотеки, проиллюстрированный ломбардцем Амброджо Бергоньоне, ни разу не выставлялись. До других, как до Благовещения (ок. 1500) Винченцо Фоппы, не так просто добраться: картина находится в палаццо Борромео, целиком занимающем один из островков озера Мадджоре.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+