Пригороды Петербурга открыли сезон

Какие планы на этот год у самых посещаемых музеев России: Петергофа, Царского Села и Гатчины?

Петергоф. Фонтаны
Петергоф. Фонтаны

25 апреля в Петергофе состоялся торжественный пуск фонтанов. Музеи-заповедники Петербурга начинают новый туристический сезон. Как скажется на их работе экономическая ситуация в стране? Что думают об этом руководители самых известных музеев?

Несмотря на международные санкции в отношении России, директора всех петербургских музее-заповедников не видят в них большой угрозы. «Петергоф никогда не страдал от отсутствия посетителей. У нас музей сезонный, и посещаемость в основном бывает с мая по сентябрь. Но даже по тем цифрам, которые мы имеем за прошлый год, — 4,946 млн человек по всему комплексу, думаю, что она не снизится, — говорит генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. — Полагаю, что будет больше российских туристов и меньше иностранных».

Директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова согласна с коллегой: «Мы не испытываем дефицита туристов. Цифры посещаемости за первые три месяца этого года даже превышают аналогичные прошлогодние показатели. В 2014-м с января по март мы приняли свыше 160 тыс. посетителей, в 2015-м за тот же период — более 192 тыс. человек. Но, конечно, абсолютное большинство едет к нам с мая по октябрь, там счет идет уже на миллионы. Пожалуй, изменения могут коснуться лишь пропорций. Если раньше музей посещало примерно 55% иностранных туристов и 45% российских, то теперь соотношение может измениться в сторону россиян, их станет больше».

Директор Государственного музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов уверен, что на данный момент нельзя говорить о том, «что нынешняя экономическая ситуация оказала негативное влияние на работу музея». «Количество посетителей в 2014 году составило около 270 тыс. человек, что на 10% больше, чем в 2013-м. Наши посетители — это в основном российские туристы, доля иностранцев составляет очень небольшой процент», — отмечает он.

Несмотря на оптимизм в отношении музейной посещаемости, о продолжении реставрационных работ руководители музеев высказываются более пессимистично. «Минкульт принял очень грустное для всех музеев решение не начинать реставрацию новых объектов в этом году, — говорит Елена Кальницкая. — Сейчас мы заканчиваем только то, что начали в прошлые годы. Государство выделило в 2014 году на реставрацию 375 млн руб.».

Ольга Таратынова подтвердила, что бюджетное финансирование реставрации в этом году сократилось на 10%, но это позволит закончить работы, начатые в Царском Селе в прошлом году. Однако назвать точную сумму она отказалась, как и директор Гатчины, который всего лишь заверил, что «финансирование реставрационных работ осталось в прежнем объеме».

При этом в ГМЗ «Петергоф» спонсоры реставрационных работ («Газпром трансгаз Санкт-Петербург» и немецкая фирма «Винтерсхалл Холдинг») сохранили финансирование в прежнем объеме. Продолжается реставрация Китайского дворца в Ораниенбауме: уже выполнена треть запланированных работ, и для посещений доступны Большая Антикамера, Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, в этом году к ним прибавятся Розовая гостиная и Гардеробная. Общая стоимость реставрации Китайского дворца составляет 900 млн руб.

Директор ГМЗ «Царское Село» бесконечно благодарна РЖД и ее благотворительному фонду «Транссоюз», с помощью которых удалось спасти апартаменты Екатерины II — знаменитые Агатовые комнаты, но в то же время признается: «К сожалению, сейчас экономическая ситуация такова, что РЖД вряд ли сможет так же активно спонсировать наши проекты, как раньше. Мы получили небольшой кусочек, 10 млн руб., на окончание работ в Агатовых комнатах — воссоздание дверных проемов. На отдельные проекты нам выделяют средства Сбербанк, структуры Газпрома и другие компании».

И все же, несмотря на все трудности, в новом сезоне музеи готовы порадовать туристов. В Петергофе завершается реставрация каскада «Золотая гора» (правда, заработает он только осенью), будут открыты Менажорные фонтаны, отремонтирована территория у Готического колодца в парке Александрия, а летом откроются музей «Императорские яхты», Ольгин и Царицын павильоны на островах Колонистского парка. В Гатчине после реставрации откроются Греческая галерея, Ротонда под Гербами, комнаты Ротари. В Царском Селе отреставрированы оба фасада (со стороны парка и со стороны плаца) Екатерининского дворца (работы велись с 2010 года), леса будут сняты 15 мая. В самом дворце планируются работы по воссозданию Лионского зала с лазуритом, разрушенного в годы войны. Ведется реставрация центрального павильона Александровского парка — Арсенала. Когда-то в нем хранилась коллекция оружия императора Николая I, и в музее надеются, что в перспективе ее удастся воссоздать.

Несмотря на то что рекламировать дворцы в Петергофе или в Царском Селе особой нужды нет, администрации музеев-заповедников стараются найти оригинальные ходы для привлечения туристов. К примеру, генеральный директор ГМЗ «Петергоф» недавно сняла 12-серийный фильм о музее (сама придумала концепцию и написала сценарий). В комплекс ГМЗ «Петергоф» входит и Путевой дворец Петра в Стрельне. В этом году была выпущена серия открыток с изображением овощей и фруктов с петровского огорода, а на обороте — рецепты блюд из них. По мнению администрации, это может привлечь туристов, особенно молодежь.

В Гатчине, помимо выставок «По обе стороны окопов», посвященной жизни Красногвардейска (Гатчины) в период немецко-фашистской оккупации 1941–1944 годов, и «Гатчинский светописец двух императоров. Фотоальбом С.И.Кудрявцева», акварелиста и фотографа, снимавшего Гатчину и императорскую резиденцию в 1870–1880-х годах, состоятся фестивали «Ночь музыки» (4–5 июля) и «Ночь света» (1–2 августа). Традиционно пройдут концерты международных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» (июнь) и Earlymusic (сентябрь).

У ГМЗ «Царское Село» выделен рекламный бюджет на привлечение внимания к еще недостаточно «раскрученному» музею Первой мировой войны в Ратной палате, который открылся в августе прошлого года. Информацию о нем можно встретить не только на билбордах в городе, но и на городских автобусах.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+