18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Даниэль Либескинд выступил в Эрмитаже

В Петербург приехал Даниэль Либескинд; 19 апреля с аншлагом прошла его лекция в атриуме эрмитажного Главного штаба, днем раньше он встречался со студентами Государственного архитектурно-строительного университета (ГАСУ) и отвечал на их вопросы. Либескинд принадлежит к числу архитекторов-звезд, чьи постройки очень известны и расположены по всему миру, поэтому редкая удача — увидеть их (хотя бы на экране), а кроме того, эскизные рисунки и планы зданий с комментариями автора за час с лишним в рамках одной лекции. Ее организаторами, помимо Эрмитажа, выступили Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про Арте» и Благотворительный фонд Владимира Потанина.

Лекция под общим названием «Язык мест» была разделена девизами, каждый — а всего их было семь — соответствовал той или иной постройке. Первым стали «Голоса» и строившийся в течение 12 лет Еврейский музей в Берлине. Среди текстов, вдохновлявших архитектора при создании музея, — незаконченная опера Арнольда Шёнберга «Моисей и Аарон», ответом на которую и ее продолжением мыслилось это здание. По соседству с ним на фасаде перестроенного Либескиндом для Академии Еврейского музея цветочного рынка — цитата из Маймонида на трех языках: «Услышьте истину, кто бы ни говорил».

Реконструкция дрезденского Музея военной истории, исторический корпус которого Либескинд рассек на две части, была названа в лекции «Линия разломов». Здесь источником, по признанию архитектора, послужили дневники военных лет Виктора Клемперера, знаменитого филолога из Дрездена, пережившего бомбардировку города. Встроив современный клин и преобразовав старинное здание, архитектор выявил его исторический контекст, как и при постройке Королевского музея Онтарио в канадском Торонто.

Вообще музеи и все связанные с культурой постройки занимают существенную часть творчества Даниэля Либескинда, так что они составили большинство среди показанных на лекции объектов. Слово «Звук» обозначало театр «Гранд-канал» в Дублине, «Радикал» — Денверский художественный музей, «Саспенс» — частный музей в Китае, посвященный отцу китайской промышленной революции Чжан Чжидуну.

Девиз «Экспрессивность» — тут Либескинд сравнил архитектуру с кофе «эспрессо» — сопровождал показ частного дома, построенного в Коннектикуте и выглядящего на фотографиях инопланетным объектом среди лесов и полей Новой Англии. Работу в Нью-Йорке на месте башен-близнецов, названную в лекции «Основания памяти», архитектор описал как самую сложную: своим решением он отвечал одновременно перед родственниками жертв теракта 11 сентября, городской мэрией и властями, управляющими различными частями этой территории.

Сейчас Даниэль Либескинд занят работой на Ближнем Востоке, в месте, которое не захотел раскрывать публике, упомянув только, что это зона военных конфликтов и что, он надеется, архитектура тоже послужит делу примирения. Еще архитектор увлечен проектированием экономического жилья для персонала компании одного из своих заказчиков в Китае. Первого мая открывается построенный им китайский павильон на Экспо в Милане.

В конце выступления, отвечая на вопросы, Либескинд сказал, что на прошлой неделе был в Гаване. Вряд ли по работе, скорее, осматривал город в качестве туриста, но если дело так пойдет и дальше, то скоро его постройки появятся где угодно, даже на Кубе, только не в России.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+