Правила регуляции арт-рынка — «несбыточная мечта»

В последние годы все громче раздаются голоса, призывающие к усилению надзора над арт-рынком, поскольку строгий контроль за операциями с наличностью способствовал переносу незаконных транзакций на такие активы, как искусство. К этой проблеме — правда, без особого успеха — обратился некоммерческий Базельский институт управления, в 2012 году выпустивший рабочий проект регуляционных норм относительно торговли искусством.

Авторы документа, Томас Крайст и Клаудия фон Зелле, собрали группу, в которую вошли такие авторитетные институции, как Европейская ярмарка старого искусства и модернизма (TEFAF), аукционные дома Christie’s, Sotheby’s и Phillips, а также специалист по связанному с искусством праву Лоуренс Кей из нью-йоркской компании Herrick, Feinstein. Первая встреча группы состоялась в 2011 году. По результатам обсуждения представитель Sotheby’s предложил разработать письменные инструкции, что и привело к появлению данных нормативов.

«Мы старались сохранять максимальную ориентированность на рынок, осознавая необходимость конфиденциальности и осторожности, — говорит Крайст, — но, когда дело дошло до третьего этапа обсуждения, все занервничали, и мы поняли, что [для них] риск потерять продажи оказался весомее риска потерять хорошую репутацию». Так что теперь они находятся «в режиме ожидания». В ответ на вопрос о том, почему обсуждение условий было прекращено, представители Christie’s и Sotheby’s отвечают, что у них имеются собственные мощные внутренние системы борьбы с отмыванием денег.

Представитель TEFAF Маделон Стрейбос рассказывает: «Довольно скоро мы осознали, что мы — единственная сторона, по-настоящему вкладывающаяся в этот проект… И поняли, что для успеха этой инициативы необходимо, чтобы активное участие в работе над ней принимало большее число сторон».

По мнению Лоуренса Кея, участвовавшего в обсуждении проекта на самых ранних этапах, «большой аукционный дом и маленькая художественная галерея — это очень разные организации. Но, несмотря на это, ни тот ни другая ни за что не примут эти нормы в том виде, в котором они были сформулированы». Он полагает, что это «несбыточные мечты».

Рабочий проект регуляционных норм арт-рынка доступен по адресу: baselgovernance.org/publications/372

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+