18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Выставка патриарха современного русского пейзажа Николая Касаткина в Третьяковской галерее, пасхальные яйца, их история и традиции в Историческом музее, современные наследники супрематизма Казимира Малевича в Музее архитектуры.

Художнику Николаю Касаткину в этом году исполняется 83 года. За свою долгую жизнь он поучаствовал во многих групповых выставках, были у него и персональные. Но ретроспективы, где представлены все периоды его творчества начиная с 1970-х и до последних лет, как сейчас в Государственной Третьяковской галерее, еще не было. Работы для нее собраны из разных музейных и частных коллекций, но по ним складывается впечатление о цельности творчества Касаткина и его верности тем установкам в искусстве, которые у него сформировались с самого начала. Любимая тема художника — пейзаж, но пейзаж не в традиционной его трактовке. Касаткин, как и русские реалисты XIX — начала XX века, пишет бескрайние просторы средней полосы России, высокое небо с облаками и березки. Первое впечатление от натуры для него принципиально, но воспроизводит увиденное он с фотографической точностью, близкой эстетике гиперреализма, следуя своему методу «двойной оптики». Включая в изображение, помимо того, что видит глаз, еще и то, что остается вне поля зрения, он словно пишет «картину в картине», предлагая в этот новый оптический пейзаж-обманку погрузиться и зрителю. На выставке есть и работы, где прямо цитируются хрестоматийные картины русского реализма: «Рожь» Ивана Шишкина, «Мокрый луг» Федора Васильева, «В голубом просторе» Аркадия Рылова. В экспозицию включена картина самого Рылова, так что зритель может сравнить то, «что было», с тем, «что получилось». До 26 июля.


Богатейшая коллекция пасхальных яиц Государственного исторического музея начала формироваться еще в конце XIX века. Затем она активно пополнялась в 1960-е годы, когда после запрета со времени революции 1917 года многие центры народных промыслов вновь стали расписывать яйца. Сегодня в музее уже более 500 экспонатов. Часть из них выполнена в дереве, другие сплетены из соломы, украшены резьбой, росписью или инкрустацией. Есть в экспозиции и уникальные исторические образцы, такие как, например, яйцо, датированное 1806 годом и украшенное вензелем императора Александра I или яйцо с надписью чернилами от руки «28-го Апреля 1909 г. „страстная суббота. Дорогой и милой Юличке отъ любящего мужа Владимiра“». В старину на Пасху устраивались хороводы, катания на качелях и всевозможные игры. Одним из самых популярных развлечений было катание крашеных яиц с кочек или специальных горок. Игрушка «Красная горка» из коллекции музея напоминает об этой традиции. Те годы стали периодом расцвета Полховского Майдана и Крутца, изделия которых пользовались огромным спросом. На многих рынках и развалах можно было найти полхов-майданские «таратушки». Тогда в фонды музея поступило более 200 пасхальных яиц, расписанных известными мастерами. Есть на выставке и современные образцы с авторской росписью, отличающиеся необыкновенным разнообразием сюжетов и техник. До 20 апреля.


Выставка «Фотосупрематисты. Анико Робиц, Карой Серт Минё, Балинт Сомбати» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева приурочена к 100-летию «Манифеста супрематизма» Казимира Малевича и представляет современных венгерских художников, работающих с фотографией архитектуры, которая занимала важное место в теории супрематизма. Малевич определял ее как «степень наибольшего освобождения» чистых форм, их красоты и неограниченных конструктивных сочетаний. Для всех трех художников архитектура современного мегаполиса — постоянный объект исследований. Карой Минё работает на стыке живописи и фотографии: он грунтует холст, покрывает его светочувствительной эмульсией и накладывает фотонегатив, в результате чего в светлых частях полотна проявляются утратившие материальную четкость вещи и исчезнувшие в тумане люди. Анико Робиц создает геометрические абстракции из отснятой в разных уголках мира архитектуры современного мегаполиса. «Фотобраки», снимки Балинта Сомбати, — результат специально использованной механической неисправности фотокамеры. Материальный мир в его работах постепенно словно распадается, теряя узнаваемость и формы. До 14 апреля.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+