18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Орлы не вернутся

Начался демонтаж строительных конструкций на Спасской башне

Реставрационное облачение главной башни Московского Кремля, смущавшее жителей и гостей столицы с декабря 2014 года, будет разобрано до конца апреля. Разбор строительных лесов начали в пятницу с верхних этажей вспомогательных конструкций, позволявших обеспечить ремонт Спасской башни на высоте 60–72 м. Уже в пятницу вечером снова стала видна рубиновая звезда, венчающая не только главную башню Кремля, но и весь комплекс Красной площади, включенный в список памятников ЮНЕСКО.

Демонтаж строительных конструкций чуть было не прервал шквалистый ветер. Между прочим, специалисты, занимающиеся реставрацией Спасской башни, еще раньше столкнулись с ее существенной, непредсказуемой особенностью: она расположена и вписана в окружающий ландшафт таким образом, что продувается в любую погоду, и на высоте ветер только усиливается.

Некоторое время назад говорили, что эмблематические звезды на кремлевских башнях могут быть заменены двуглавыми орлами, венчавшими их до 30-х годов ХХ века, однако пока главный символ СССР решили оставить.

Реставрационные работы на звезде проводились впервые с 1946 года. Специалисты привели в порядок стеклянные и металлические конструкции, заменив устаревший светильник на современные энергосберегающие лампы. Их, между прочим, можно заменить лишь из шатра башни (цоколь ее размещен на длинной штанге). Мощность ламп на Спасской, Никольской и Троицкой башнях 5 тыс. Вт, на Боровицкой и Водовзводной — 3,7 тыс. Вт. Раньше такие лампы, с двумя спиралями накаливания для надежности, делал по спецзаказу Московский электроламповый завод. Для охлаждения мощного источника света в звезду нагнетался очищенный от пыли воздух.

В процессе реконструкции также была произведена консервация красного кирпича стен и белокаменного декора на верхних ярусах Спасской башни, отреставрированы циферблаты четырех внешних курантов (заново позолочены цифры и стрелки часов). С соблюдением техники безопасности и технологий укрепили и отреставрировали системы крепления звезды, установленной на шпиле башни с помощью подшипника, позволяющего ей поворачиваться на 360 градусов в зависимости от направления ветра. Ремонт 70-метрового символа Московского Кремля приурочили к праздничным торжествам, посвященным юбилею Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне.

Также стало известно, что проход через Спасскую башню (белокаменное крыльцо в проезде под башней и массивная железная дверь черного цвета, все еще закрытые строительными лесами) будет открыт для всех желающих. Из Кремля теперь можно будет попасть сразу на Красную площадь. После окончания всех работ на Спасской реставраторы приступят к работам на Боровицкой башне.

Параллельно идет реставрация других частей кремлевского комплекса — стен и башен, выходящих на Манежную площадь, а также грота «Руины» (еще известного как Итальянский грот) в Александровском саду, реконструкция и благоустройство которого тоже продолжатся до майских торжеств.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+