18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В столице Саудовской Аравии откроются художественные выставки из разных стран

№32, апрель 2015
№32
Материал из газеты

Культурный центр короля Абдель Азиза стремится стать на Ближнем Востоке главным выразителем «мягкой силы»

Культурный центр возводится неподалеку от нефтяного музея и «Скважины преуспевания»
Культурный центр возводится неподалеку от нефтяного музея и «Скважины преуспевания»

Королевство Саудовская Аравия укрепляет культурные связи с западными музеями, о чем свидетельствует строительство культурного центра принадлежащей государству нефтяной компании Saudi Aramco. Ее международными партнерами стали Британский музей и Музей естественной истории в Лондоне, Центр Помпиду в Париже, а теперь и Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA).

В начале этого года LACMA сообщил, что для проведения выставки, приуроченной к открытию Центра мировой культуры короля Абдель Азиза, все еще строящегося в городе Дахране на востоке страны, временно предоставит свыше 130 экспонатов из своей коллекции исламского искусства.

Обширный комплекс возводится компанией Saudi Aramco неподалеку от ее нефтяного музея и «Скважины преуспевания», национального памятника, маркирующего место, где впервые в королевстве нефть обнаружили в коммерческих количествах. Постройка центра, проект здания которого разработан норвежской фирмой Snøhetta, по сообщениям строительно-проектировочной компании Уолтера П. Мура из Техаса, консультировавшей арабов по вопросам строительства, обойдется в $400 млн.

Здание включает подземную библиотеку и архивы, пространство для перформансов на первом этаже и Башню знаний. В центре будут проводиться передвижные выставки и разместится музей с четырьмя галереями. «Здесь будут организованы национальные и международные выставки, исследующие современное искусство Саудовской Аравии, ее богатую социальную историю, все еще скрытые тайны древней цивилизации Аравийского полуострова».

Одна галерея, Funoon (Искусства), будет посвящена современному искусству Ближнего Востока, в другом выставочном пространстве, Ajyaal (Поколения), представят выставки, «исследующие саудовскую идентичность — прошлое, настоящее и будущее». В новом комплексе разместится первый в стране публичный кинотеатр и театр. Международный консультант музея Гейл Декстер Лорд сказал, что центр «станет одним из немногих мест, которые, помимо торговых центров, мужчины и женщины смогут посещать вместе. Учитывая, что этот культурный центр способствует политике открытия общества, это будет двигатель „мягкой силы“».

Центр мировой культуры короля Абдель Азиза не планирует собирать собственную коллекцию и «стремится обратиться к молодым зрителям». Выставка LACMA будет экспонироваться два года. Центром экспозиции является Дамасская комната XVIII века, включающая инкрустированный каменный стенной фонтан, приобретенный музеем в прошлом году.

В ответ на вопрос о том, получит ли LACMA плату за предоставляемые работы, Линда Комарофф, глава ближневосточного отдела музея, сообщила: «Контракт в этом случае такой же, как и у любой другой временной выставки из постоянной коллекции LACMA. Заемщик оплачивает все расходы по перевозке и вносит плату за организацию выставки, а не за ее аренду. Мы создаем для них выставку, предоставляем каталог, этикетки, дидактику, видео для Дамасской комнаты и так далее. Мы не относимся к этому заемщику как-то иначе по сравнению с другими учреждениями, за исключением продолжительности выставки».

«В противоположность тому, что думают многие, не все связано с деньгами. Мы хотим, чтобы исламская коллекция путешествовала, чтобы наши собрания стали известнее на международном уровне и чтобы мы могли разделить их с публикой, у которой нет иного доступа к этому типу искусства…» — говорит Комарофф.

Есть планы включить в выставку небольшой раздел о влиянии исламского искусства на Европу, чтобы отразить ее «интернационализм». Сюда могут войти текстильные изделия османского стиля из Италии и пара навеянных мамлюкским стилем ваз Брокара.

Центр сотрудничает и с Музеем естественной истории в Лондоне, помогающим организовать раздел Rihlaat (Поездки), где посетители смогут увидеть раскопки пустыни под зданием. Британский музей назначил куратора проекта, формирующего временные выставки к открытию центра в следующем году. «Мы поддержим центр вводными выставками в его галереях Funoon и Ajyaal по темам каллиграфии и саудовской культуры и наследия», — сообщила представительница Британского музея.

Представитель Центра Помпиду рассказал о «неофициальных» связях с Центром короля Абдель Азиза, обеспечивающих его сотрудникам обучение в Париже. В 2013 году работы Пабло Пикассо, Александра Калдера и Ива Кляйна из Бобура включили в выставку компании Saudi Aramco в Дахране.

По мере усиления сотрудничества с Саудовской Аравией западные музеи столкнулись с ростом требований высказаться о состоянии прав человека в консервативном королевстве. На момент поступления материала в печать блогер Раиф Бадави получил первый из тысячи ударов плеткой, являющийся частью наказания за создание сайта, посвященного свободе слова.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+