В столице Саудовской Аравии откроются художественные выставки из разных стран

№32, апрель 2015
№32
Материал из газеты

Культурный центр короля Абдель Азиза стремится стать на Ближнем Востоке главным выразителем «мягкой силы»

Культурный центр возводится неподалеку от нефтяного музея и «Скважины преуспевания»
Культурный центр возводится неподалеку от нефтяного музея и «Скважины преуспевания»

Королевство Саудовская Аравия укрепляет культурные связи с западными музеями, о чем свидетельствует строительство культурного центра принадлежащей государству нефтяной компании Saudi Aramco. Ее международными партнерами стали Британский музей и Музей естественной истории в Лондоне, Центр Помпиду в Париже, а теперь и Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA).

В начале этого года LACMA сообщил, что для проведения выставки, приуроченной к открытию Центра мировой культуры короля Абдель Азиза, все еще строящегося в городе Дахране на востоке страны, временно предоставит свыше 130 экспонатов из своей коллекции исламского искусства.

Обширный комплекс возводится компанией Saudi Aramco неподалеку от ее нефтяного музея и «Скважины преуспевания», национального памятника, маркирующего место, где впервые в королевстве нефть обнаружили в коммерческих количествах. Постройка центра, проект здания которого разработан норвежской фирмой Snøhetta, по сообщениям строительно-проектировочной компании Уолтера П. Мура из Техаса, консультировавшей арабов по вопросам строительства, обойдется в $400 млн.

Здание включает подземную библиотеку и архивы, пространство для перформансов на первом этаже и Башню знаний. В центре будут проводиться передвижные выставки и разместится музей с четырьмя галереями. «Здесь будут организованы национальные и международные выставки, исследующие современное искусство Саудовской Аравии, ее богатую социальную историю, все еще скрытые тайны древней цивилизации Аравийского полуострова».

Одна галерея, Funoon (Искусства), будет посвящена современному искусству Ближнего Востока, в другом выставочном пространстве, Ajyaal (Поколения), представят выставки, «исследующие саудовскую идентичность — прошлое, настоящее и будущее». В новом комплексе разместится первый в стране публичный кинотеатр и театр. Международный консультант музея Гейл Декстер Лорд сказал, что центр «станет одним из немногих мест, которые, помимо торговых центров, мужчины и женщины смогут посещать вместе. Учитывая, что этот культурный центр способствует политике открытия общества, это будет двигатель „мягкой силы“».

Центр мировой культуры короля Абдель Азиза не планирует собирать собственную коллекцию и «стремится обратиться к молодым зрителям». Выставка LACMA будет экспонироваться два года. Центром экспозиции является Дамасская комната XVIII века, включающая инкрустированный каменный стенной фонтан, приобретенный музеем в прошлом году.

В ответ на вопрос о том, получит ли LACMA плату за предоставляемые работы, Линда Комарофф, глава ближневосточного отдела музея, сообщила: «Контракт в этом случае такой же, как и у любой другой временной выставки из постоянной коллекции LACMA. Заемщик оплачивает все расходы по перевозке и вносит плату за организацию выставки, а не за ее аренду. Мы создаем для них выставку, предоставляем каталог, этикетки, дидактику, видео для Дамасской комнаты и так далее. Мы не относимся к этому заемщику как-то иначе по сравнению с другими учреждениями, за исключением продолжительности выставки».

«В противоположность тому, что думают многие, не все связано с деньгами. Мы хотим, чтобы исламская коллекция путешествовала, чтобы наши собрания стали известнее на международном уровне и чтобы мы могли разделить их с публикой, у которой нет иного доступа к этому типу искусства…» — говорит Комарофф.

Есть планы включить в выставку небольшой раздел о влиянии исламского искусства на Европу, чтобы отразить ее «интернационализм». Сюда могут войти текстильные изделия османского стиля из Италии и пара навеянных мамлюкским стилем ваз Брокара.

Центр сотрудничает и с Музеем естественной истории в Лондоне, помогающим организовать раздел Rihlaat (Поездки), где посетители смогут увидеть раскопки пустыни под зданием. Британский музей назначил куратора проекта, формирующего временные выставки к открытию центра в следующем году. «Мы поддержим центр вводными выставками в его галереях Funoon и Ajyaal по темам каллиграфии и саудовской культуры и наследия», — сообщила представительница Британского музея.

Представитель Центра Помпиду рассказал о «неофициальных» связях с Центром короля Абдель Азиза, обеспечивающих его сотрудникам обучение в Париже. В 2013 году работы Пабло Пикассо, Александра Калдера и Ива Кляйна из Бобура включили в выставку компании Saudi Aramco в Дахране.

По мере усиления сотрудничества с Саудовской Аравией западные музеи столкнулись с ростом требований высказаться о состоянии прав человека в консервативном королевстве. На момент поступления материала в печать блогер Раиф Бадави получил первый из тысячи ударов плеткой, являющийся частью наказания за создание сайта, посвященного свободе слова.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+