18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Писательская коммуналка

№32
Материал из газеты

В этом году в России проводится Год литературы. Благодаря этому Литературный музей получил от государства новое здание и надежду на реализацию амбициозной программы модернизации

Зубовский бульвар. Прямо напротив комплекса МИА «Россия сегодня» у метро «Парк культуры» одна из многоэтажек вот уже несколько месяцев завешена баннером с портретами писателей. Решение о передаче этого здания площадью 3 тыс. м2 Государственному литературному музею принято властями Москвы осенью 2014 года в преддверии Года литературы. Реконструкция должна завершиться, как сообщил директор музея Дмитрий Бак, в течение двух-трех лет. Сейчас идет подготовка к проектному конкурсу.

Литературный музей включает в себя 11 разных объектов в столице и ее окрестностях, расположенных на 11 тыс. м² площадей. Под его вывеской работают, к примеру, Дом-музей М. Ю. Лермонтова, Дом-музей А. П. Чехова, Музей-квартира Ф. М. Достоевского, Дом-музей Б. Л. Пастер­нака в Переделкино, Дом-музей М. М. При­ш­вина в Дунино и ряд других.

За год музей посещает более 100 тыс. человек. Однако центрального здания у музея нет. До недавнего времени в этом качестве выступали Нарышкинские палаты на Петровке, уже 19 лет де-юре принадлежащие Высоко-Петровскому монастырю. Положение изменилось только недавно. Музею отошли два здания. Помимо дома на Зубовском, где разместятся администрация и выставочные залы, в 2010 году ему передали особняк Саввы Морозова площадью 1 тыс. м² в Шелапутинском переулке на Таганке. В нем откроется депозитарий (фондохранилище с элементами открытого хранения), коллекция аудиозаписей, книжный фонд и читальный зал. Там уже открыли, к примеру, «Рабочий кабинет Александра Вертинского», показывающий личные вещи поэта, певца и актера, приобретенные у наследников.

ГЛМ задумывался как инструмент для сбора и сохранения всего, что связано с историей литературы. Его создателем (видимо, накануне I Cъезда cоветских писателей) выступил Владимир Бонч-Бруевич в 1934 году. Сегодня в музейных фондах собрана крупнейшая коллекция книг и архивов (подлинные рукописи в диапазоне от Нила Сорского до Андрея Вознесенского) — всего более 700 тыс. единиц хранения. В течение ближайших лет практически все эти фонды станут доступны публике.

Несмотря на дефицит площадей, музей не прекращает выставочную деятельность и сегодня. В «Доме Остроухова» (особняк в Трубниковском переулке) открылась выставка Москва Пастернака в событиях и лицах, где представлены такие раритеты, как фотопортрет матери поэта, Розалии Исидоровны, с детьми в Одессе, а также портрет Бориса Пастернака работы его первой жены.

Дмитрий Бак, нынешний директор музея, на руководящем посту два года. Он пришел сюда с должности проректора по научной работе Российского государственного гуманитарного университета, намереваясь создать современную культурно-научную институцию. С его приходом музей развернул обширную программу публичных мероприятий. Появилась серия лекций, а также встречи с режиссерами, рассказывающими, как живет литература в театральном преломлении и киношной интерпретации. Запущена линейка «Книжный talk», в рамках которой проводятся презентации культурно важных книг. Творческая группа «Культурная инициатива» проводит на площадках музея встречи с самыми значимыми для литпроцесса авторами. «Крупный писатель сначала становится классиком, а уже потом попадает в орбиту Литературного музея. Мы хотим эту традицию модифицировать, повысив нашу собственную роль как экспертной культурной инстанции», — объясняет Бак свою позицию.

Не обделяет вниманием музей и писателей, уже вошедших в канон. Так, ведется работа над экспонированием вещей Алексея Ремизова, в планах — организация мемориального пространства Андрея Вознесенского.

В перспективе и другие проекты. На­пример, создание музея звучащей литературы: ГЛМ хранит вторую в России по объему коллекцию голосов литераторов. Самые старые носители этих записей — несколько сотен восковых валиков эпохи Томаса Эдисона. Коллекция звука постоянно пополняется. В позапрошлом году, например, в музей попал архив записей радиопередач Анатолия Шагиняна на радио «Свобода». В них принимали участие многие именитые эмигранты, такие как Александр Галич, Виктор Некрасов и другие. Интерактивная составляющая будущего музея — коллекция звукозаписывающих устройств, включая фонограф Эдисона, патефоны, печатные машинки, а также диктофон, которым пользовался Константин Симонов.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+