Искусство ХХ века под ключ. Главные хиты встретятся в Париже

№32, апрель 2015
№32
Материал из газеты

Фонд Louis Vuitton подготовил новый амбициозный проект, уже третий по счету

На выставку Ключи к страсти приглашены шедевры из крупнейших музеев мира. Пит Мондриан, Казимир Малевич, Марк Ротко, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Эдвард Мунк, Отто Дикс, Альберто Джакометти и другие классики съедутся в Париж из Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Русского музея, Центра Помпиду, лондонской Тейт Модерн, нью-йоркских MoMА и Музея Гуггенхайма, Музея современного искусства Лос-Анджелеса и цюрихского Кунстхауса. Это что-то вроде мирового художественного саммита, гастролей лучших теноров от искусства, арт-дайджест XX века.

Для французов главная интрига здесь — участие Крика Эдварда Мунка: эту работу до сегодняшнего дня не выпускали за пределы Норвегии. С 1893 по 1910 год Мунк возвращался к этому сюжету как минимум четыре раза. Одна из этих картин — в частной коллекции (в 2012 году ушла с молотка на Sotheby’s за рекордные $11,992 млн). Другая, написанная маслом, хранится в норвежском Национальном художественном музее, и две (масло и пастель) — в Музее Мунка в Осло.

Шедевр Мунка попадал и на страницы криминальной хроники: первая громкая кража случилась в 1994-м, вторая — спустя ровно десять лет. Картины отыскали, но норвежские власти и музейное начальство решили больше не рисковать и посадили Крик под замок. Исключения не было сделано даже для масштабной ретроспективы художника в Центре Помпиду в 2011-м, а вот директору Фонда Louis Vuitton Сюзанн Паже удалось договориться с Музеем Мунка: в Париж едет последняя версия картины, 1910 года.

Свой ключ ей удалось подобрать и к директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, который в разгар туристического сезона отпустил на гастроли один из главных хитов музея — Танец (1910) Матисса. Грандиозное панно, созданное по заказу коллекционера Сергея Щукина в Париже не видели лет 15. Прежде чуть ли не каждый выезд Танца сопровождался судебным иском от внука Щукина, француза Андре-Марка Делок-Фурко. Потомок коллекционера призывал суды то Рима, то Лондона признать его права на картины из собрания деда, которые, как он считал, были похищены большевиками в 1918–1920 годах. Из других важных гастролеров — Строители с алоэ Фернана Леже из ГМИИ им. А.С.Пушкина, четыре Малевича из Русского музея, Три женщины за красным столом (1921—1922) Фернана Леже из MoMA и Номер 46 (Черный, охра, красный на красном) Марка Ротко из Музея современного искусства Лос-Анджелеса. Словом, тем, кто сетовал на цену билета (мол, €14, даже в Лувре дешевле!), теперь возмущаться не придется. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+