18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Два полюса искусства — Северный и Южный

№32
Материал из газеты

После филиалов Русского музея в Антарктиде откроется первая биеннале, а самый северный центр современного искусства нашел пристанище в Арктике

Россия

Художник Александр Пономарев уже лет пять разрабатывает идею биеннале современного искусства в Антарктиде. Сейчас проект входит в финальную стадию. В 2014 году на Венецианской архитектурной биеннале был представлен многонациональный павильон Антарктиды, комиссаром которого выступил Пономарев. Куратором выставки Antarctopia, прошедшей в этом павильоне, стал Надим Самман, он помогает Пономареву воплотить в жизнь идею биеннале. Выставка стала международной презентацией глобального проекта. На ближайшей, 56-й, Венецианской биеннале (9 мая — 22 ноября) Пономарев продолжит знакомить общественность со своим детищем. В том же самом павильоне Антарктиды он представит выставку-многофункциональную инсталляцию Concordia (Согласие). Сама же биеннале в Антарктиде планируется в конце 2015 — начале 2016 года. Навигация возможна только три месяца в году, и, если не успеть с организацией, мероприятие придется перенести еще на год. Биеннале будет организована так: два корабля, «Академик Вавилов» и «Академик Йоффе», выходят из самого южного города земли Ушуая (Аргентина). На борту каждого, помимо команды, 150 человек гостей: художники, журналисты, искусствоведы, кураторы, музейщики. В пути и проходит фестиваль. Корабли по дороге заходят в различные гавани и бухты Антарктиды. «На борту мы везем сами произведения искусства, которые можно будет быстро инсталлировать, сделать фото- и видеодокументацию, потом все это убрать и двигаться дальше. Плавание планируется в течение 15 дней, и каждый день какое-то открытие, праздник. Я не знаю ни одного художника, который отказался бы участвовать в этом проекте, но пока точного состава еще нет», — говорит автор проекта Александр Пономарев.

Он настаивает на том, что будет именно биеннале, «так как это слово понятно всем». Предполагается, что все пройдет успешно и можно будет этот опыт повторять раз в два года. Предполагаемый бюджет на сегодняшний день — €4 млн.
Не считая пока еще не состоявшейся биеннале, Антарктида в какой-то степени уже освоена русским искусством. На Южном полюсе существуют два виртуальных филиала Государственного Русского музея: первый был открыт в феврале 2012 года на действующей полярной станции «Новолазаревская», второй появился в декабре 2014 года на станции «Беллинсгаузен». «В феврале 2012 года на „Новолазаревскую“ прилетал директор ГРМ Владимир Гусев. Он привез на четырех системных блоках установленные программы „Виртуального Русского музея“. На мой взгляд, это очень полезное приобретение для станции, так как проблема досуга у полярников стоит достаточно остро. Хотя после отлета Гусева народ не бросился гурьбой рассматривать шедевры Русского музея, но часть полярников с удовольствием просматривала и, надеюсь, просматривает эту программу. Важно не забывать, что очень многие жители нашего города (не говоря уже о жителях малых городов), музеи посещают редко, если вообще посещают», — говорит Евгений Савченко, начальник станции «Новолазаревская». «Виртуальный Русский музей» — это огромный и очень разнообразный контент, фильмы и интер­активные программы на нескольких языках: всего 400 программ, в каждой по 1 тыс. изображений из многих российских музеев. Вместе с бревенчатой русской баней, существующей на «Новолазаревской» с 2007 года, и православной Троицкой церковью, открытой в 2003 году на станции «Беллинсгаузен», информационно-образовательные центры Русского музея призваны способствовать укреплению имиджа России.

Норвегия

В феврале в самом северном в мире городе Лонгйире (Норвегия, провинция Свальбард, архипелаг Шпицберген) норвежская королева Соня открыла центр современного искусства Kunsthall Svalbard. Сейчас там проходит выставка Ледник пионера американского видеоарта Жоан Йонас. Йонас в этом году представляет США на Венецианской биеннале, а вскоре откроется ее масштабная ретроспектива в Центре изобразительного искусства Массачусетского технологического института (с 7 апреля по 5 июля). Хотя в Лонгйире всего 2 тыс. жителей, Кнут Льёгодт, директор Музея искусства Северной Норвегии в Тромсё, по инициативе которого был открыт центр, утверждает, что по прогнозам следует ожидать 40 тыс. посетителей в год. «А как максимум 100 тыс., если включить в это число туристов и тех, кто приезжает сюда ежегодно для проведения научных исследований», — говорит он, добавляя, что красоты природы и собравшееся здесь научное сообщество могут привлечь в городок толпы. Новый выставочный зал площадью 70 м2 построен на территории краеведческого музея-заповедника «Шпицберген». Из Осло в Лонгйир на самолете лететь три часа. «Мы очень надеемся, что подобных центров вскоре будет больше. По крайней мере в Северной Норвегии, где в наших силах нести современное искусство в самые отдаленные уголки», — говорит Льёгодт. Финансирование нового центра будет осуществляться за счет ежегодного правительственного гранта в размере 2 млн норвежских крон (£172 тыс.). 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+