Два полюса искусства — Северный и Южный

№32, апрель 2015
№32
Материал из газеты

После филиалов Русского музея в Антарктиде откроется первая биеннале, а самый северный центр современного искусства нашел пристанище в Арктике

Вид на город Лонгйир, в котором открылся самый северный в мире центр современного искусства
Вид на город Лонгйир, в котором открылся самый северный в мире центр современного искусства

Россия

Художник Александр Пономарев уже лет пять разрабатывает идею биеннале современного искусства в Антарктиде. Сейчас проект входит в финальную стадию. В 2014 году на Венецианской архитектурной биеннале был представлен многонациональный павильон Антарктиды, комиссаром которого выступил Пономарев. Куратором выставки Antarctopia, прошедшей в этом павильоне, стал Надим Самман, он помогает Пономареву воплотить в жизнь идею биеннале. Выставка стала международной презентацией глобального проекта. На ближайшей, 56-й, Венецианской биеннале (9 мая — 22 ноября) Пономарев продолжит знакомить общественность со своим детищем. В том же самом павильоне Антарктиды он представит выставку-многофункциональную инсталляцию Concordia (Согласие). Сама же биеннале в Антарктиде планируется в конце 2015 — начале 2016 года. Навигация возможна только три месяца в году, и, если не успеть с организацией, мероприятие придется перенести еще на год. Биеннале будет организована так: два корабля, «Академик Вавилов» и «Академик Йоффе», выходят из самого южного города земли Ушуая (Аргентина). На борту каждого, помимо команды, 150 человек гостей: художники, журналисты, искусствоведы, кураторы, музейщики. В пути и проходит фестиваль. Корабли по дороге заходят в различные гавани и бухты Антарктиды. «На борту мы везем сами произведения искусства, которые можно будет быстро инсталлировать, сделать фото- и видеодокументацию, потом все это убрать и двигаться дальше. Плавание планируется в течение 15 дней, и каждый день какое-то открытие, праздник. Я не знаю ни одного художника, который отказался бы участвовать в этом проекте, но пока точного состава еще нет», — говорит автор проекта Александр Пономарев.

Он настаивает на том, что будет именно биеннале, «так как это слово понятно всем». Предполагается, что все пройдет успешно и можно будет этот опыт повторять раз в два года. Предполагаемый бюджет на сегодняшний день — €4 млн.
Не считая пока еще не состоявшейся биеннале, Антарктида в какой-то степени уже освоена русским искусством. На Южном полюсе существуют два виртуальных филиала Государственного Русского музея: первый был открыт в феврале 2012 года на действующей полярной станции «Новолазаревская», второй появился в декабре 2014 года на станции «Беллинсгаузен». «В феврале 2012 года на „Новолазаревскую“ прилетал директор ГРМ Владимир Гусев. Он привез на четырех системных блоках установленные программы „Виртуального Русского музея“. На мой взгляд, это очень полезное приобретение для станции, так как проблема досуга у полярников стоит достаточно остро. Хотя после отлета Гусева народ не бросился гурьбой рассматривать шедевры Русского музея, но часть полярников с удовольствием просматривала и, надеюсь, просматривает эту программу. Важно не забывать, что очень многие жители нашего города (не говоря уже о жителях малых городов), музеи посещают редко, если вообще посещают», — говорит Евгений Савченко, начальник станции «Новолазаревская». «Виртуальный Русский музей» — это огромный и очень разнообразный контент, фильмы и интер­активные программы на нескольких языках: всего 400 программ, в каждой по 1 тыс. изображений из многих российских музеев. Вместе с бревенчатой русской баней, существующей на «Новолазаревской» с 2007 года, и православной Троицкой церковью, открытой в 2003 году на станции «Беллинсгаузен», информационно-образовательные центры Русского музея призваны способствовать укреплению имиджа России.

Норвегия

В феврале в самом северном в мире городе Лонгйире (Норвегия, провинция Свальбард, архипелаг Шпицберген) норвежская королева Соня открыла центр современного искусства Kunsthall Svalbard. Сейчас там проходит выставка Ледник пионера американского видеоарта Жоан Йонас. Йонас в этом году представляет США на Венецианской биеннале, а вскоре откроется ее масштабная ретроспектива в Центре изобразительного искусства Массачусетского технологического института (с 7 апреля по 5 июля). Хотя в Лонгйире всего 2 тыс. жителей, Кнут Льёгодт, директор Музея искусства Северной Норвегии в Тромсё, по инициативе которого был открыт центр, утверждает, что по прогнозам следует ожидать 40 тыс. посетителей в год. «А как максимум 100 тыс., если включить в это число туристов и тех, кто приезжает сюда ежегодно для проведения научных исследований», — говорит он, добавляя, что красоты природы и собравшееся здесь научное сообщество могут привлечь в городок толпы. Новый выставочный зал площадью 70 м2 построен на территории краеведческого музея-заповедника «Шпицберген». Из Осло в Лонгйир на самолете лететь три часа. «Мы очень надеемся, что подобных центров вскоре будет больше. По крайней мере в Северной Норвегии, где в наших силах нести современное искусство в самые отдаленные уголки», — говорит Льёгодт. Финансирование нового центра будет осуществляться за счет ежегодного правительственного гранта в размере 2 млн норвежских крон (£172 тыс.). 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+