В Гонконге открылась ярмарка Art Basel

С 13 по 17 марта в Гонконге в третий раз проходит международная ярмарка искусства Art Basel, одно из крупнейших событий арт-рынка в азиатском регионе, возникшая вслед за аналогичными Art Basel Miami Beach в США и Art Basel в Швейцарии. В этом году вместе с директором Art Basel Марком Шпиглером ее открывает новый директор Art Basel Asia Аделин Оои, одна из ведущих кураторов Юго-Восточной Азии.

Ярмарка проходит в Гонконгском выставочном центре (HKCEC), выстроенном на искусственном полуострове в бухте Виктория, так что из здания со всех сторон открываются впечатляющие виды на пролив, остров Гонконг и материковый район Коулун с их характерным урбанистическим ландшафтом.

В результате «тщательного», как это заявлено кураторами, отбора в число экспонентов попали 233 галереи со всего мира, половина из которых, согласно философии организаторов, находится в Азии. В пяти разделах есть как широко известные галереи со всего мира («Галереи», Galleries), так и начинающие или молодые галереи («Открытия», Discoveries), отдельно показаны специальные проекты азиатских художников («Озарения», Insights), скульптурные проекты и инсталляции («Встречи», Encounters) и видеоарт («Видео», Film), реализованный мультимедиахудожником Ли Женхуа при сотрудничестве Гонконгского центра искусств.

Временной диапазон работ охватывает чуть больше века, по традиции Art Basel давая возможность увидеть широкий спектр искусства «современности» — от раннего modern начала ХХ века до most contemporary наших дней. Однако подавляющее большинство — это работы последних пяти лет.

Представлены практически все обитаемые материки: страны Западной и Восточной Европы, обе Америки, Австралия, ЮАР, Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия, государства Восточной Азии и так далее. Наиболее масштабно — Китай. Тем обескураживающе выглядит тот факт, что российские галереи в ярмарке участия не приняли.

Справка

Пора познакомиться с художниками из Гонконга

Гонконгская ярмарка Art Basel и ее сателлит Art Central уделили особое внимание произведениям местных авторов

В предыдущие годы ярмарку Art Basel упрекали в том, что на ней недостаточно широко представлены гонконгские галереи и художники, однако постепенно, по мере расширения культурной сцены города (а также местного арт-рынка), ситуация меняется к лучшему.

И хотя доля гонконгских галерей в основном разделе по-прежнему крайне мала (11 из 181), местные художники представлены гораздо лучше. Эдуар Маланг, который в прошлом году принимал участие в разделе «Озарения» (Insights), на этот раз в разделе «Встречи» (Encounters) показывает работу «Мавзолей» (2015) Жоана Васко Паивы, около десяти лет живущего в Гонконге художника португальского происхождения, которую сам дилер называет «гигантской инсталляцией». Она оценена приблизительно в 1 млн гонконгских долларов ($130 тыс.). Паива создал подобие древней гробницы из переработанного пенопласта, активно использующегося продавцами на местном рынке (как правило, такая упаковка разлагается несколько сотен лет).

Галерея Blindspot, участвующая в ярмарке в разделе «Открытия» (Discoveries), выставляет произведения еще одного экспата — родившегося в Китае Тревора Йена. Их стоимость составит от 30 тыс. до 80 тыс. гонконгских долларов ($4–10 тыс.). В прошлом году работа этого художника вошла в состав выставки «Десять миллионов комнат вожделения. Секс в Гонконге», организованной институцией Para/Site.

 

Выход на международный уровень

Зарубежные галереи также привезли на Art Basel работы гонконгских художников, которые постепенно выходят на международный рынок. Aike-Dellarco из Шанхая и ShugoArts из Токио покажут произведения Ли Кита, представлявшего Гонконг на Венецианской биеннале в 2013 году. Лондонский дилер Бен Браун, одним из первых открывший в Гонконге галерею в 2009 году, показывает работы трех местных художников, в том числе Китти Чоу (стоимость фотографий $3–15 тыс.).

Тем временем из 77 галерей, участвующих в новой ярмарке Art Central, тент которой площадью 10 тыс. м2 виден издалека, 17 начали свою деятельность именно в Гонконге (и большая часть по-прежнему имеет только одно представительство). Среди произведений здесь можно будет увидеть 11-метровую работу известного гонконгского художника-граффитиста Xeme.

Мелани Герлис

Еще…

Выставку сопровождают многочисленные мероприятия, среди которых традиционные art talks в программе Conversations, которые откроют китайский художник Као Фей и куратор Ханс Ульрих Обрист, а также встречи с кураторами и художниками в программе Salon.

Обязательная в таких случаях параллельная программа хоть и не слишком насыщена событиями для 7-миллионного города, зато разнообразна — от световой инсталляции Као Фея (перенявшего инициативу прошлого года у Трейси Эмин и Карстена Николая) под названием Same Old, Brand New на фасаде расположенного напротив через залив Международного торгового центра до различных выставок и инсталляций в галереях и общественных пространствах, как, например, Boat китайского художника Жу Жиньши на Биржевой площади, выставка вдохновленных Гонконгом работ художников из разных стран Hong Kongese, организованная британским Институтом современного искусства (ICA) в центре Duddell’s, или ярмарка местного искусства Art Central.

Art Basel Hong Kong хотела бы стать более объективной альтернативой привычных мероприятий такого рода, где азиатские галереи и художники представлены далеко не в полном объеме. Учитывая темпы роста азиатского и особенно китайского арт-рынка, 50 на 50 — вполне подходящее соотношение для мировой панорамы искусства, которое позволит не только достаточно подробно показать местный арт-рынок, но и предложить вполне объективный мировой фон.

Насколько Гонконг подходящая площадка для этой цели? Являясь органичным симбиозом Азии и Европы и будучи одним из крупнейших мировых финансовых центров, этот город безусловно обладает наиболее благоприятным финансовым климатом для такого рода мероприятий. Искусство занимает в его жизни узкую нишу, и внимание к событиям художественного мира едва ли носит повсеместный характер. Однако ни скудная реклама ярмарки, ни отсутствие к ней интереса у таких организаций, как, например, Художественный музей Гонконга, не помешали создать качественную и достойную внимания экспозицию.

Ярмарка открыта для посетителей с 15 по 17 марта 2015 года. Более подробную информацию и расписание событий можно найти на сайте artbasel.com.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+