18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Большой Эрмитаж приходит в Москву

Государственный Эрмитаж расширяет границы своей империи. К филиалам музея, открытым в европейских туристических центрах (Венеция, Амстердам) и провинциальных городах России (Казань, Выборг), уже через три-четыре года может добавиться, пожалуй, самое важное и, вероятно, даже самое принципиальное отделение главного русского музея. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил TANR, что «идея проекта „Эрмитаж — Москва“ появилась из-за того, что в Москве уже существует динамичная система музеев, занимающихся современным искусством, но не хватает музейной институции со своей позицией, своим взглядом на актуальные художественные процессы как на часть истории искусств…»

«Мы неплохо работаем со всеми музеями Москвы, однако нынешний проект предполагает иной уровень сотрудничества. Это будет не просто выставочный центр, там будут проходить не только выставки, но и лекции, акции, пресс-конференции Эрмитажа. С ним в Москве возникает самодостаточная эрмитажная ниша. Мне думается, что мы вполне можем работать вместе, создавая новое качество музейной жизни, именно сейчас для Москвы максимально уместное», — добавил он.

О том, что санкт-петербургское ОАО «Группа ЛСР», возглавляемое экс-сенатором Андреем Молчановым и специализирующееся на девелопменте и производстве стройматериалов, а конкретно его подразделение «ЛСР-Строй», будет застраивать территорию автомобилестроительного Завода им. И.А.Лихачева (ЗИЛ), стало известно еще два года назад. Пространство завода ужимается до 50 га (производственные мощности переносят в регионы и за границы Большой Москвы), освободившиеся площади отдаются под различные девелоперские и культурные проекты, важнейшим из которых, на 80 га, должно стать столичное отделение Большого Эрмитажа. Его проектированием и строительством, оснащением и подготовкой к открытию занимается тоже Группа ЛРС. В выпущенном ею заявлении говорится, что, «согласно общим принципам организации центров-спутников Эрмитажа, „Группа ЛСР“ обеспечивает функционирование инфраструктуры и логистику деятельности центра, а Государственный Эрмитаж отвечает за содержание („контент“) и предоставляет право на использование своего имени…»

Некоторые наблюдатели полагают, что идея сотрудничества Группы ЛСР с Эрмитажем, предварительно оцениваемая в 4 млрд руб., могла принадлежать Сергею Скатерщикову, входящему в ее директорат и известному своими интересами и инициативами в области арт-бизнеса: так, помимо членства в комитете по инвестициям и стратегическому развитию группы (а также в совете директоров ОАО «ОМЗ»), он является управляющим директором Skate’s Art Market Research.

Теперь, после подписания Эрмитажем и Группой ЛСР протокола о намерениях, согласно которому канадским архитектором Хани Рашидом создается музейный центр площадью 10 тыс. м2, важно отметить, что за содержательную часть проекта, наполнение «контентом», будет отвечать отдел современного искусства «Эрмитаж 20/21», возглавляемый Дмитрием Озерковым.

Как можно догадаться, переговоры двух сторон велись в течение последних лет, и подписание итоговых документов всего лишь совпало по времени с двумя событиями, которые не могут не повлиять на ситуацию: это преждевременная кончина заместителя директора Эрмитажа Владимира Матвеева  и отставка главы московского департамента культуры Сергея Капкова.

Заместитель Пиотровского по развитию и выставочной деятельности, Матвеев последние 20 лет отвечал за все филиалы Эрмитажа, как в России, так и за рубежом, которые были его любимым детищем. Кроме того, техническая сторона всех выставок и больших проектов музея тоже была в сфере компетенции Матвеева. Кто займет внезапно освободившуюся должность, пока неизвестно, но в любом случае отсутствие прежнего руководителя скажется на создании новых филиалов музея. Что касается случившейся отставки Сергея Капкова, важно то, что одним из направлений его деятельности была поддержка районных дворцов культуры и превращение их в современные культурные центры, в их число входил и Дворец культуры ЗИЛ. Новое, вполне самостоятельное «место силы» в ареале давным-давно сложившихся в Москве культурно-бюрократических отношений — вот чего ждут от этого масштабного проекта.

Тем более что в официальных сообщениях обеих сторон подчеркивается: основную роль в образуемом московском филиале станет играть отдел современного искусства Эрмитажа. «Всякий хороший проект требует развития. В рамках проекта „Эрмитаж 20/21“ за семь лет мы провели 30 выставок в Зимнем дворце и Главном штабе, показали Дмитрия Александровича Пригова на Венецианской биеннале, организовали и осуществили Manifesta. Пришло время создать центр в Москве, где самая активная в стране жизнь в области современного искусства и где труднее всего показать что-то особенное. Именно поэтому мы и решили туда направиться», — заявил Дмитрий Озерков нашей газете.

По словам других собеседников корреспондента TANR, энергично развивающийся отдел во главе с Дмитрием Озерковым в состоянии предложить гораздо больше проектов в области современного актуального искусства, чем способен принять Эрмитаж и пространство в Главном штабе. Все такие проекты, которые по стилистическим или же по техническим соображениям невозможно осуществить в Петербурге, и составят планы филиала Эрмитажа в Москве. Обещано, что построят его в 2018 году. Еще пару лет планируется потратить на доведение музейного центра «Эрмитаж — Москва» до рабочего состояния.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+