18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Его Величество фарфор

№8
Материал из газеты

Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге: традиции, художники, высокопоставленные заказчики

Сегодня завод принадлежит частному лицу — Галине Цветковой. Ее муж Николай Цветков, ныне председатель совета директоров финансовой корпорации «Уралсиб», фактически возродил старейшее предприятие по производству фарфора в России. Как в прежние монархические, а затем советские времена завод сегодня является императорским не только по названию, но и по сути — выполняет самые высокие государственные заказы.

Раньше в каждой республике был свой фарфоровый завод, а в Ленинграде еще работал и научно-исследовательский институт фарфора, который в постсоветские времена прекратил свое существование. Сегодня многие заводы постепенно возрождаются. Фабрика Вербилки вернула себе историческое название завода Гарднера, развивается фарфоровая мануфактура Дулево (бывший завод Кузнецова), появляются новые предприятия, такие, например, как мастерская Игоря Клименкова. Однако именно Императорский фарфоровый завод  занимает лидирующее положение в отрасли.

На заводе нас встретили представители фонда «Наследие» Милена Третьякова и Галина Дмитриевна Агаркова. Галина Дмитриевна — один из старейших сотрудников предприятия, неофициальный историограф завода. За чаем, а затем гуляя по заводу, встречаясь с художниками, мы мучили ее вопросами, а она рассказывала об истории мануфактуры, как о живом человеке, с анекдотическими и драматическими подробностями.

Сейчас завод производит около двух миллионов предметов в год, годовой оборот завода около миллиарда рублей. В советское время на заводе производили до 15 миллионов предметов в год, и большая часть уходила на экспорт. Несмотря на такие мощности, вожделенный всеми сервиз с кобальтовой сеткой был дефицитом. Его поставляли в советские посольства по всему миру, дарили особо важным иностранным гостям. А в ранние постсоветские времена заводу пришлось даже судиться с китайскими плагиаторами, которые наладили производство чашек с подобным рисунком.

«В советское время мы не выпускали такого количества авторских вещей. В 1920-е годы производство художественного фарфора составляло 8–10 процентов от всего производства. До войны на заводе делали искусственные глаза, зубы. Зубы давали до 20 миллионов золотых рублей. Их тоже делали на экспорт. После войны завод начал выпускать сантехнический фарфор. В 1960-80-е годы мы даже варили стекло для космических кораблей», — рассказывает Галина Агаркова. На заводе гордятся преемственностью традиций. В XVIII веке императрица Елизавета Петровна заказывала на мануфактуре табакерки для подарков. В советское время министр иностранных дел Андрей Громыко заказывал много подарков — Хонеккеру, Ярузельскому, другим представителям братских коммунистических партий, шаху Ирана. Теперь в заказчиках у завода — управделами президента. Тут делали сервиз на инаугурацию Путина, к различным саммитам и большим юбилеям.

Появилось даже целое направление «исторического» фарфора, то есть копирование старых форм и предметов, которое местные величают «восстановлением». Образцы хранятся в заводском музее, который имеет статус научного отдела Государственного Эрмитажа и является настоящим кладезем идей и форм. Заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Анна Владимировна Иванова показывает самые популярные произведения, выставленные в витринах. Вот, например, не так давно по частному заказу полностью восстановили знаменитые дворцовые малахитовые вазы работы Алексея Воронихина (1830-е годы), это заняло пару лет. К трехсотлетию Санкт-Петербурга был повторен сервиз Коттеджный, который в XIX веке был создан специально для загородной резиденции императрицы Александры Федоровны. Стоит заметить, что подобные заказы настолько трудоемки и дороги, что реплики часто существуют лишь в одном экземпляре.

Самым дорогим на сегодняшний день частным заказом стал сервиз Золотые цветы, стоивший порядка 10 миллионов рублей. Была использована форма «тюльпан», а роспись сделана по мотивам первого елизаветинского сервиза. Стоимость работы обусловлена и количеством предметов в сервизе — императорские сервизы эпохи Екатерины Великой могли включать от 900 до 10 000 предметов. Павел ввел в моду солитеры, наборы на две персоны. Советский стандарт предполагал компании на шесть и двенадцать персон.

Копирование имеет свои нюансы. Часто используется старая форма, но художники создают к ней новые рисунки. Поскольку новую форму создать и запустить в производство во много раз сложнее, чем рисунок. «Наши предшественники, которые работали при плановой экономике, говорили, что должны создавать такой образец, который шел бы в производство и был экономически рентабельным», — смеется Галина Агаркова.Очевидно, что в нынешней экономической форм. реальности завод пытается ухватить сразу две чашки, то есть усидеть на двух стульях: с одной стороны — это мастерская уникальных художественных произведений по специальным заказам, с другой — массовое производство.

«Мне интересно создавать вещь. Я легко с ней расстаюсь. Картины художников ведь никто не тиражирует. Мастер их пишет, и они уходят, живут своей жизнью, обретают собственную судьбу», — говорит главный художник завода Нелли Петрова, которой по опыту и статусу достаются самые почетные и сложные заказы (именно она создала сервиз для инаугурации Владимира Путина). Ее коллеги, напротив, ностальгируют по советскому прошлому, когда твоим произведением могли пользоваться миллионы людей. Ее предшественник на посту главного художника завода Сергей Соколов говорит: «Мы создаем единичные произведения по частным заказам. Потом эти вещи уходят владельцу, и их больше никто никогда не видит. А ведь их можно было бы пускать в массовое, пусть даже малотиражное производство, и они обрели бы длинную жизнь. Как это происходило и происходит с произведениями наших предшественников, например Алексея Воробьевского или Александры Щекатихиной-Потоцкой». Его жена, чей стол стоит рядом в мастерской окнами на Неву, Любовь Цветкова, обладающая редким талантом лепить невесомые фарфоровые цветы, ворчит на менеджеров, командующих художниками по своим маркетинговым мотивам: «Подпись, видите ли, моя на изделии слишком длинная! Просят убрать имя!».

Мастера, получившие еще советскую выучку, переживают за судьбу своего ремесла — ведь сейчас все чаще производители предпочитают ручному труду компьютерные фокусы. Основатель мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов привлекал к работе детей с 14 лет. Сегодня на заводе тоже часты династии. Художники все — выпускники бывшего Мухинского училища. Живописцев (кто повторяет рисунки художников) готовят в лицее традиционной российской культуры, где преподают художники завода. Это поистине «цеховое» дело, почти семейное.

Любопытно, что внутренняя эстетическая шкала работников завода иногда расходится с признанием коллекционеров. Так, к самой востребованной части своего наследия, агитационному фарфору 1920-х годов, отношение тут довольно прохладное, зато настоящий восторг и преклонение вызывают мастера, сумевшие создать свой стиль, но не утратившие связь с историческими образцами. «Даже самая простая чашечка из костяного фарфора может быть искусством. Посмотрите на белый фарфор Лепорской! Каждая форма — само совершенство!» — восклицает Галина Агаркова у витрины с работами Анны Лепорской.

Впрочем, кроме цен на аукционах есть и народное признание, и мода. Среди постоянных фаворитов — такие вещи, как статуэтки, традиция которых восходит еще к серии Народы России, изготовленной к 300-летию Дома Романовых. Потом эту манеру переняли сестры Данько, в 1920–1930-е годы лепившие работниц. Жанровая скульптура была востребована и после войны — многие помнят умилительных героев серии Счастливое детство, а в 1960-е годы, когда при Хрущеве в стране прошла мода на анималистическую скульптуру, завод продолжал поставлять фигурки бегемотов и белых медведей на экспорт. Новейшее время потребовало расширения ассортимента. Так, например, фонд «Наследие» собирает коллекцию выпущенных на заводе фарфоровых пасхальных яиц, каждое из которых называется по имени художника. Возможно, ИФЗ сегодня и стоит опасаться конкуренции в том, что касается массовой продукции, но, пока у завода есть его особый исторический статус и заказчики самого высокого ранга, в области коллекционных предметов с ним трудно соперничать другим российским мануфактурам. Только у ИФЗ есть право копировать и воспроизводить исторические формы и рисунки. И как бы то ни было, сегодня знаменитая кобальтовая сетка — уже не дефицит.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+