18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

100 главных людей в русском искусстве – 2014

Справка

Как составлялся рейтинг

Второй ежегодный рейтинг самых влиятельных персон российской художественной сцены (кроме художников, которым будет посвящен отдельный рейтинг) составлялся по следующей методологии.

За основу был взят прошлогодний рейтинг, который был дополнен фамилиями персон, проявивших себя в минувшем году. В исходном лонг-листе было более 150 персон. Далее был составлен рейтинг упоминаемости этих персон в российских печатных и сетевых СМИ, в первую очередь специализированных.

Кроме того, экспертам, представляющим различные сферы: музейным деятелям, коллекционерам, аукционистам, галеристам, кураторам, госслужащим, отвечающим за культурную сферу, было предложено назвать по десять наиболее влиятельных персон, а также одну, самую-самую влиятельную. На основе этого голосования был составлен промежуточный рейтинг экспертов.

И наконец, еще один промежуточный рейтинг был составлен сотрудниками редакции The Art Newspaper Russia, голосовавшими по той же схеме, что и эксперты.

Далее три рейтинга были сведены в один, финальный, при этом наибольший вес имело мнение экспертов, а наименьший — прессы.

Результат мы предлагаем вашему вниманию.

Еще…

Год был непростой. Что-то изменилось, как будто вдребезги и навсегда.

Но отчетливых тектонических сдвигов не случилось, что даже странно, если вспоминать прошедший год, отметившийся… в общем, мы еще долго будем вспоминать 2014 год. Из самых явных подвижек — то, как подросли во мнении спонсоры и меценаты: Виктор Вексельберг (с 45-го на 27-е), Петр Авен (с 39-го места на 28-е), Алишер Усманов (с 75-го на 35-е), Леонид Михельсон (с 63-го на 44-е), Леон Блаватник (в прошлом рейтинге вообще не присутствовал) и Владимир Потанин (с 33-го на 26-е), чей фонд курирует конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», и, если бы проводился конкурс на лучший слоган, этот точно был бы среди лучших, по нынешним временам.

Напротив, галеристы (или бывшие галеристы) как значимые фигуры обмена «деньги — товар — деньги» вообще покинули топ-10 (Марат Гельман, Елена Селина). Не спасала даже внегалерейная, кураторская деятельность, вообще-то оцениваемая по наивысшему разряду (чуточку не хватило Владимиру Овчаренко с его премией Кандинского за Павла Пепперштейна — то есть премию получил Пепперштейн, но тряс ею на декабрьской церемонии в «Ударнике» именно Овчаренко; и ноздря в ноздрю с ним пришел к финалу Дмитрий Ханкин — с его серией выставок Большие надежды в московском Манеже).

Коммерческая составляющая художественного процесса, таким образом, выравнивалась путем увеличения рейтинговой весомости реальных источников блага за счет снижения авторитета фактотумов. Однако же внимание к высшим сферам («где-то там о нас по-прежнему думают») сыграло свою роль еще и в том, как голосовали за чиновное начальство. Которое, если не источает молоко и мед, то не побивает градом — и уже хорошо. Например, министр культуры за прошлый год наговорил такого, что должен был, казалось бы, кошмарно провалиться, — однако все подвиги Владимира Мединского на словесном поприще, равно как и в кабинетах, увенчались ростом в рейтинге аж на шесть пунктов. Или вот: вниз отправился директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин (с 35-го), зато худрук центра Леонид Бажанов компенсировал такую неприятность собственным ростом (с 78-го на 39-е), и эту нервную амплитуду вверх-вниз, наверное, стоит понимать как оценку вообще деятельности главного представительства современного искусства (которое — спроси любого прохожего на улице Зоологической — никто не вспоминает именно как главное).

К начальникам-чиновникам причислим музейных директоров — здесь все в полном порядке: Михаил Пиотровский, Марина Лошак, Ольга Свиблова, Василий Церетели — куда без них? Начальники категории пониже — кураторы, организаторы, инициаторы — получали закономерно выразившийся в баллах и в месте в рейтинге результат благодаря прошлогодним проектам. Зачислим сюда и бизнесмена Игоря Цуканова за выставку Постпоп-арт (с 39-го места на 16-е); нельзя не упомянуть Александру Обухову — за Перформанс в России: картография истории (с 69-го на 18-е) — или Маргариту Пушкину за Cosmoscow (с 89-го к 23-му). Притом мы стали внимательнее вообще к культуртрегерской деятельности, особенно за рубежом: Тереза Мавика (с 50-го на 17-е), Нонна Матеркова (в прошлом рейтинге вообще не присутствовала).

Кураторы кураторов, иначе говоря, властители дум, дико выросли, в частности Екатерина Деготь, которую, видимо, отметили по московскоконцептуалистскому канону пустотности: ничего особенного Деготь в прошлом году не публиковала, однако получила Премию имени Игоря Забела (кто это?) и стала директором кельнской Akademie der kuenste der Welt (где это? ах, да, в Кельне).

Отдельно хочется отметить Ирину Александровну Антонову: 21-е место в прошлом и то же самое в нынешнем.

Как и у Иосифа Марковича Бакштейна, номер 5.

Всем здоровья, процветания, роста.


1. Михаил Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России, действительный член Российской академии художеств
2014-й — это фактически год Пиотровского: он отпраздновал свой 70-летний юбилей, 250-летие Эрмитажа, сопровождавшееся обширным списком культурных мероприятий и празднеств, записал в свой актив Manifesta — Европейскую биеннале современного искусства, которая впервые прошла в стенах одного из главных мировых музеев классического искусства.

2. Сергей Капков
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы
Под его руководством в 2014 году проведен I Московский международный форум «Культура. Взгляд в будущее», начата масштабная реконструкция ВВЦ- ВНДХ, осуществлялась программа «Культура Москвы на 2012– 2018 годы» по развитию музеев, выставочных залов, домов культуры, библиотек, парков, стритарта под лозунгом «Живи, работай, созидай». Инициатор проведения «Ночи в музее» (май) и «Ночи искусств» (ноябрь), побивших рекорды посещаемости музеев в Москве.

3. Марина Лошак
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
В 2014 году провела конкурс на разработку архитектурного проекта реконструкции ГМИИ, где победил «Проект Меганом» Юрия Григоряна. Открыла второе здание Музея личных коллекций (Отдел личных коллекций) на Волхонке. Заявила о желании создать аналог лондонского музейного комплекса Тейт, открыв в Москве филиал музея под названием «Пушкин Модерн». Планирует создать отдел истории мирового кинематографа, для чего пригласила на работу в ГМИИ бывшего президента Музея кино Наума Клеймана, и отдел дизайна — пригласила Московский музей дизайна.
В 2014 году в ГМИИ прошли выставки шедевров из европейских музеев, выставка о «книге художника», первая выставка современного художника Вима Дельвуа в постоянной экспозиции музея, выставки собраний Майи
и Анатолия Беккерман и другие.

4. Ольга Свиблова
Директор Мультимедиа Арт Музея Москва, куратор
Основатель Московского дома фотографии. Директор Московской школы фотографии и новых медиа им. А. Родченко, академик Российской академии художеств.
В 2014 году курировала Странный город Ильи и Эмилии Кабаковых в рамках проекта Monumenta в Гран-пале в Париже и другие выставки за рубежом. МАММ, которым она руководит, получил Ежегодную премию The Art Newspaper Russia как музей года. Провела юбилейную Х Фотобиеннале. В рамках Года культуры России — Великобритании показала выставочные хиты: выставку о Джеймсе Бонде, выставку первой женщины-фотографа Джулии Маргарет Кэмерон и многое другое.

5. Иосиф Бакштейн
Комиссар Московской биеннале современного искусства
Директор Института проблем современного искусства (ИПСИ), куратор. В перерывах между биеннале остается в гуще событий, участвуя в научных конференциях вроде организованной в ноябре Художественным фондом «Московская биеннале» и Политехническим музеем на тему «Философия искусства сегодня», пестует будущих современных художников и кураторов в стенах ИПСИ, появляется на всех более-менее важных арт-тусовках и даже в кино (в 2014 году мелькнул в эпизодической роли в Да и да у Валерии Гай Германики). Готовит VI Московскую биеннале современного искусства.

6. Роман Абрамович и Дарья Жукова
Коллекционеры, меценаты, основатели Музея современного искусства «Гараж»
В прошедшем году «Гараж» сменил статус на «музей современного искусства». Также он получил премию Международного фестиваля музеев «Интермузей-2014» в номинации За музейную инициативу. Успехи «Гаража» так или иначе связывают с именами этой пары. Дарья Жукова возглавляет Фонд развития и поддержки искусства «Айрис», под патронажем которого проходит реконструкция острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге. В 2014 году отказалась от его частичной застройки, привлекла к реконструкции голландское бюро WEST 8.

7. Владимир Мединский
Министр культуры Российской Федерации
Под его руководством в 2014-м реализован обширный комплекс мероприятий в рамках Года культуры в России, перекрестных годов культуры России — Великобритании и России — Монако. Разрабатываемый под его сокураторством проект Основ государственной культурной политики вызвал немало споров, как и разработка проекта закона «О культуре». Как председатель Российского военно-исторического общества инициировал ряд выставок о Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Прославился в Интернете в связи с публикацией в личном блоге политических анекдотов и саркастических картинок.

8. Зельфира Трегулова
Экс-директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Министерства культуры РФ, с 10 февраля директор Государственной Третьяковской галереи
РОСИЗО в 2014 году реализовал проекты в рамках Года России в Великобритании, Года России в Швейцарии, Года туризма России в Италии (выставки Soviet Art. Soviet Sport, Виктора Попкова и др.), выставку в Новом Манеже Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах при участии Имперского военного музея в Лондоне и Стеделейк-музея в Амстердаме. С 2014 года РОСИЗО — организатор фестиваля «Интермузей», в котором приняли участие представители иностранных институций. РОСИЗО курирует и координирует работу над созданием виртуального ГМНЗИ — сайта, посвященного расформированному в 1948 году музею.

9. Шалва Бреус
Коллекционер, меценат, учредитель Премии Кандинского
Основатель Международного культурного фонда BREUS Foundation. Отмечен премией «Инновация» за поддержку современного искусства России. В 2014 году в списке номинаций Премии Кандинского появилась новая — Научная работа. История и теория современного искусства. Объявлен победитель конкурса на разработку архитектурного проекта Музея современного российского искусства в здании бывшего кинотеатра «Ударник», главного детища мецената,— бельгийское архитектурное бюро Robbrechten Daem architecten; работы начались.

10. Инна Баженова
Коллекционер, основатель Культурного фонда In Artibus, владелец The Art Newspaper Russia
Издатель The Art Newspaper Russia, учредитель Ежегодной премии The Art Newspaper Russia. В 2014 году стала владельцем международного англоязычного издания The Art Newspaper. В рамках Венецианской биеннале архитектуры в палаццо Ка’Фоскари прошла выставка Михаил Рогинский. По ту стороны «Красной двери», организованная фондом In Artibus. Осенью выставкой Владимир Вейсберг. Влюбленный в классическое искусство открылось собственное выставочное пространство фонда In Artibus в Москве.


Справка

Наши эксперты комментируют свой выбор самой главной персоны

Михаил Алшибая
Коллекционер
Самый влиятельный: Ольга Свиблова
Замечательный музей, прекрасные выставки, широта взгляда на искусство.


Инна Баженова
Коллекционер, меценат, основатель Культурного фонда In Artibus, владелец The Art Newspaper
Самый влиятельный: Михаил Пиотровский
Михаил Борисович Пиотровский — один из тех людей, с кем действительно считаются и у нас в стране, и во всем мире. Эрмитаж — наша самая серьезная культурная институция мирового значения. Михаил Борисович — человек, который успешно управляет этой махиной, и у него, наверное, на сегодняшний день самый высокий «индекс цитирования». Это деятель культуры, наиболее адекватный своему исключительному месту в этой культуре.


Антонио Джеуза
Куратор
Самый влиятельный: Михаил Пиотровский
За защиту современного искусства от слабоумных.


Екатерина Винокурова
Директор по развитию бизнеса Christie’s в России
Самый влиятельный: Сергей Капков
Благодаря Сергею Александровичу государственную поддержку получают многочисленные культурные проекты Москвы. Он способствует возрождению публичных пространств, поддерживает диалог между различными культурными деятелями и институциями и, самое главное, прилагает немалые силы для популяризации искусства, делая его доступным во всех смыслах этого слова для москвичей. В моем понимании, это и есть главная задача «самых влиятельных» деятелей искусства в России.


Мэтью Баун
Галерист
Самый влиятельный: Андрей Ерофеев
Дискурс вокруг русского искусства слишком сосредоточен, мне кажется, на его русскости. Я выбираю Андрея Ерофеева, потому что выставка Постпоп-арт. Встреча Востока с Западом создана в сокураторстве с Марко Ливингстоном и Сун Цзюнчана и при поддержке Игоря Цуканова — героическая и в меру удачная попытка создать для современного русского искусства необходимый международный контекст.


Михаил Каменский
Глава «Sotheby’s Россия»
Самый влиятельный: Михаил Пиотровский
Супермен и античный герой Пиотровский Михаил Борисович. Олицетворяет собой новейшие прогрессивные течения в художественной политике современной России. Нашел единственно верную сбалансированную позицию, позволившую вести диалог с властью и успешно отстаивать интересы Государственного Эрмитажа, музейного сообщества и современного искусства.


Виктория Маркова
Искусствовед, куратор, главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ имени А.С. Пушкина
Самый влиятельный: Михаил Пиотровский
2014 год — юбилеи Эрмитажа и его директора. И этим все сказано! Добавлю, что проведение в стенах Эрмитажа Manifesta 10 вызвало весьма широкий резонанс, а выставка Фрэнсиса Бэкона приятно порадовала удачно найденными параллелями с классическими образцами.


Екатерина Макдугалл
Совладелец аукционного дома MacDougall’s
Самый влиятельный: Ольга Свиблова
Просто лучшая.


Алексей Новоселов
Директор выставочного отдела Московского музея современного искусства
Самый влиятельный: Маргарита Пушкина
Создание профессионального проекта, направленного на развитие рынка в сфере современного искусства в России, интеграция в мировой ранок, стимулирование процессов участия частного капитала в развитии некоммерческих проектов, благотворительность — все эти действия, особенно в нынешней политической и экономической ситуации в нашей стране, можно сравнить с подвигом.


Михаил Овчинников
Первый заместитель директора Музея Фаберже
Самый влиятельный: Михаил Пиотровский
На мой взгляд, сегодня ни одна российская культурная институция не сопоставима с Государственным Эрмитажем не только по ценности собрания, но и по уровню реализуемых проектов: выставочных, издательских, просветительских, реставрационных, а также направленных на развитие музея, его инфраструктуры, филиалов и так далее. Я думаю, всем этим Эрмитаж в огромной степени обязан своему директору.


Дмитрий Озерков
Заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа
Самый влиятельный: Михаил Пиотровский
Самым влиятельным мне представляется Михаил Пиотровский — человек, которому удается доказывать автономную ценность и неприкосновенность культуры. В 2014 году прошли важнейшие выставки к 250-летию Эрмитажа, прежде всего Manifesta и Фрэнсис Бэкон. Я с удовольствием продолжаю с ним работать.

Маргарита Пушкина
Коллекционер, организатор ярмарки Cosmoscow
Самый влиятельный: Дарья Жукова (Роман Абрамович)
Потому что «Гараж» — это по-прежнему самый известный в мире и узнаваемый бренд, который ассоциируется с искусством в современной России.


Николай Палажченко (Спайдер)
Арт-менеджер, куратор
Самый влиятельный: Маргарита Пушкина
Возрожденная ярмарка Cosmoscow, проведенная в разгар кризиса на высочайшем уровне и во многом изменившая тренд негативного отношения к арт-рынку, возникший в связи с закрытием «Арт Москвы» и преобразованием нескольких галерей в некоммерческие проекты.


Андрей Паршиков
Арт-директор Парка искусств «Музеон»
Самый влиятельный: Тереза Мавика
Она приложила титанические усилия к созданию фонда V–A–C, деятельность которого, в свою очередь, сделала современное российское искусство сколько-нибудь видимым на международной арене. До этого такая задача была под силу лишь кураторам российского павильона в Венеции, и то, мы знаем, особых результатов это не приносило. Более того, проекты фонда V–A–C подтверждают, что российские коллекционеры теперь интересны не только своими российскими же деньгами, но и филигранно собранными прекрасными коллекциями, которыми они по праву могут гордиться. Я имею в виду сотрудничество фонда V–A–C и галереи White Chapel, в рамках которого проходит уже вторая выставка произведений из коллекции, которую сейчас курировала Фионна Бэннер, а до этого Майк Нельсон.


Зельфира Трегулова
Директор Государственной Tретьяковской галереи
Самый влиятельный: Михаил Пиотровский


Алина Сапрыкина
Директор Музея Москвы
Самые влиятельные: Роман Абрамович и Дарья Жукова
«Гараж» теперь музей. По-прежнему выступает с интересными и качественно сделанными выставками в городе. Конечно, все с нетерпением ждут открытия новой площадки. Что касается владельцев, то они бесспорно влиятельны: иногда им стоит только появиться на том или ином культурном событии, и оно приобретает несколько иной статус. Не говоря уже о тех проектах, которые они вдруг решают поддержать. Хотелось бы, чтобы поддерживали больше и в разных областях.


Олеся Туркина
Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея
Самый влиятельный: Михаил Пиотровский
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, по моему мнению, самый влиятельный деятель искусства в 2014 году. Проведение Европейской биеннале Manifesta 10 в Государственном Эрмитаже стало наиболее радикальным событием в российском искусстве.


Саймон Хьюитт
Арт-критик
Самый влиятельный: Игорь Цуканов
Выставка Постпоп-арт. Встреча Востока с Западом в лондонской галерее Saatchi в ноябре 2014 года стала важнейшей вехой в истории русского искусства, впервые поставившей современное искусство России на одну ступень с зарубежным. Автор идеи и организатор этой выставки Игорь Цуканов уже давно является неутомимым пропагандистом русской культуры в целом ряде сфер. События 2014 года, когда Россия в сущности оказалась изгоем на международной арене, сделали его еще более активным в роли культурного лидера и совести русского иммигрантского сообщества.

Еще…

11. Василий Церетели
Исполнительный директор Московского музея современного искусства
Выступил куратором экспозиции к 15-летию Московского музея современного искусства Музей с предсказанияи. В 2014 году руководимый им музей активно показывал современных авторов, принял на баланс 168 работ российских художников — дар Умара Джабраилова, а также стал соорганизатором и одной из площадок IV Московской международной биеннале молодого искусства.

12. Владимир Овчаренко
Основатель и директор галереи «Риджина» и аукциона Vladey
Основатель единственного в Москве аукциона современного русского искусства Vladey, на котором в 2014 году был поставлен внутренний рекорд на русское современное искус- ство: картина Ильи Кабакова продана за $627 тыс. Проект Павла Пепперштейна Святая политика, в начале 2014 года представ- ленный в «Риджине», получил Премию Кандинского.

13. Дмитрий Ханкин 
Меценат, галерист, совладелец галереи «Триумф»
В 2014 году галерея была представлена на ярмарках Viennafair The New Contemporary (Вена) и Art Stage (Сингапур) ипоставиларекордпоколичеству выставок на разных площадках в России. «Триумф» поддержал выставку Александра Виноградова и Владимира Дубосарского Москва: ускользающая реальность в Музее Москвы, серию персональных выставок молодых художников Большие надежды в Манеже, выставку финалистов конкурса искусства и дизайна Jameel Prize 3 в Новом Манеже.

14. Елена Селина 
Искусствовед, куратор, основатель галереи XL и XL Projects
Куратор выставки Реконструкция (вторая часть которой прошла в Фонде культуры «Екатерина» в 2014 году), отмеченной премией «Инновация» за лучший кураторский проект. Каталог Реконструкция, составленный Еленой Селиной, руководителем научно-исследовательского отдела Музея современного искусства «Гараж» Александрой Обуховой и сотрудниками музея, был включен в шорт-лист премии «Инновация». В галерее XL на «Винзаводе» прошли выставки Ани Желудь, Юлии Заставы, МишМаш, группы «Синий суп», группировки ЗИП и др.

15. Екатерина Деготь
Искусствовед, художественный критик, куратор
Член-корреспондент Российской академии художеств, преподаватель Московской школы фотографии и новых медиа им. А. Родченко, арт-директор Академии мирового искусства в Кельне. Награждена премией «Инновация» в номинации Кураторский проект за выставку Юрия Альберта в Московском музее современного искусства Что этим хотел сказать художник?. Лауреат международной Премии им. Игоря Забела в области теории и культуры. В 2014 году опубликовано ее эссе о Дмитрии Пригове.

16. Игорь Цуканов
Коллекционер, меценат, арт-продюсер
Коллекционер второго русского авангарда 1960–1970-х годов, основатель фонда Tsukanov Family Foundation. Стал инициатором и продюсером крупнейшей международной выставки с участием русских художников, открытой с ноября 2014 года в галерее Saatchi в Лондоне, — Постпоп- арт. Встреча Востока и Запада. Выставка подготовлена интернациональной кураторской группой (от России Андрей Ерофеев) и посвящена параллелям в искусстве Великобритании и США, Китая и России.

17. Тереза Мавика
Директор фонда «Виктория — искусство быть современным»
Директор некоммерческого фонда Леонида Михельсона «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C). В 2014 году фонд провел Третью московскую кураторскую летнюю школу в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Продолжил издательскую программу. Запустил ежегодную программу по развитию молодого российского искусства и его продвижения в мире совместно с Музеем современного искусства в Антверпене и ярмаркой Cosmoscow (Тереза Мавика вошла в состав совета коллекционеров при ярмарке). Оказал поддержку многочисленным выставкам в России и мире. В 2014 году стартовала совместная с галереей Whitechapel программа по показу в Лондоне работ из коллекции фонда V-A-C.

18. Александра Обухова
Искусствовед, куратор, руководитель научно- исследовательского отдела Музея современного искусства «Гараж»
Руководит архивом документальных материалов по истории современного российского искусства, инициатор открытия в 2014 году первой в России публичной библиотеки по современному искусству. Одна из составителей каталога выставки Реконструкция (Фонд культуры «Екатерина», куратор Елена Селина), вошедшего в шорт-лист премии «Инновация». Сокуратор (с Юлией Аксеновой) выставки в «Гараже» Перформанс в России: картография истории и редактор-составитель каталога к этой выставке.

19. Марат Гельман
Галерист, арт-менеджер, популярный блогер
В 2014 году предложил альтернативную версию государственной культурной политики. Сообщил о закрытии галереи в Москве и о своем переезде в Черногорию, где в городе Будва он организует новый культурный центр Dukley, призванный привлечь туристов современными культурными событиями.

20. Борис Гройс
Теоретик искусства, философ, публицист
В 2014 году опубликована его статья в каталоге к первой в Государственной Третьяковской галерее выставке Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Пригов. От Ренессанса к концептуализму и далее. В научно-популярной серии Names/Имена издательства Ad Marginem вышли в свет два его эссе, о Казимире Малевиче и об Александре Дейнеке.

21. Ирина Антонова
Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
В 2014 году началось строительство музейного городка — давней идеи Ирины Александровны. Весной проведен новый конкурс на разработку архитектурной концепции развития ГМИИ, в конце лета состоялась торжественная церемония начала работ. Помимо прочего, Ирина Антонова начала читать цикл лекций об искусстве для тех, кому за 55.

22. Виктор Мизиано
Искусствовед, куратор, основатель и главный редактор «Художественного журнала»
В 2014 году финалист Премии Кандинского в номинации Научная работа. История и теория современного искусства за книгу Пять лекций о кураторстве. Выпустил эссе о Владимире Архипове в рамках научно-популярной серии Names/Имена издательства Ad Marginem. Составитель сборника статей The Manifesta Journal Reader: Избранные статьи по кураторству, получившего в России статус официального учебного пособия. Читал лекции в Москве и Санкт-Петербурге.

23. Маргарита Пушкина
Коллекционер, основатель ярмарки Cosmoscow
Организатор международной ярмарки искусства Cosmoscow (соорганизатор — Сандра Недвецкая, бывший директор по развитию Christie’s в России). Ярмарка, вторая после 2010 года, прошла в сентябре 2014 года в московском Манеже. В ней приняло участие 25 российских и зарубежных галерей. Объявлено о третьей Cosmoscow, которая пройдет 11–13 сентября 2015 года в Гостином Дворе.

24. Василий Бычков
Директор Центрального дома художника в Москве, глава компании «Экспо-парк. Выставочные проекты»
Президент Международной конфедерации антикваров и артдилеров (МКААД), в 2014 году отметившей свое 10-летие. В сентябре объявил об отмене 18-й ярмарки современного искусства «Арт Москва». Все остальные проекты Бычкова: Российский антикварный салон, фести- валь «Арх-Москва», ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction — продолжаются по расписанию.

25. Дмитрий Аксенов
Меценат, коллекционер, владелец ярмарки viennacontemporary
Владелец Международной ярмарки современного искусства viennacontemporary (Вена). После проведения в октябре третьей ярмарки объявил о ее новом названии и реструктуризации. Комиссар московского проекта Москва: пространство города в параллельной программе Венецианской архитектурной биеннале (церковь Санта Мария делла Пьета, куратор — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов). Запустил издательскую программу совместно с издательством Ad Marginem (научно-популярная серия о художниках Имена/Names).

26. Владимир Потанин
Меценат
Учредитель Благотворительного фонда Владимира Потанина, ежегодно проводящего грантовый конкурс среди музеев «Меняющийся музей в меняющемся мире», председатель Попечительского совета Эрмитажа. В 2014 году отмечен премией «Меценат года. Год культуры — 2014» за поддержку различных культурных проектов.

27. Виктор Вексельберг
Коллекционер, меценат, основатель Музея Фаберже
Основатель Культурно-исторического фонда «Связь времен», попечитель Еврейского музея и центра толерантности, самый известный в России коллекционер произведений ювелирного искусства фирмы Фаберже. За создание частного Музея Фаберже (Санкт-Петербург) отмечен премией «Меценат года. Год культуры — 2014». С мая 2014 года музей открыт для широкой публики.

28. Петр Авен
Банкир, меценат, коллекционер
Самый известный коллекционер русского искусства конца XIX — начала ХХ века, сопредседатель Попечительского совета Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В 2014 году работы из коллекции Петра Авена участвовали в выставке Серебряный век в галерее «Бельведер» в Вене. Он один из спонсоров нового «Проекта по изучению российского авангарда» (международной группы экспертов во главе с Константином Акиншей) для «поддержки как технологических, так и архивных и историко-художественных исследований русского авангарда».

29. Екатерина и Владимир Семенихины
Коллекционеры, меценаты, основатели Фонда культуры «Екатерина»
В 2014 году фонд провел такие выставки, как Реконструкция куратора Елены Селиной, получившей премию «Инновация», Бубновый туз к 80-летию Олега Целкова, Говорит Москва (молодежная выставка). В разгар санкционного кризиса были вынуждены отменить ретроспективу в Москве YBA («Молодых британских художников»).

30. Екатерина и Уильям Макдугалл
Основатели и cовладельцы аукционного дома MacDougall’s
Аукционный дом MacDougall’s — единственный из международных аукционных домов продолжил устраивать предаукционные выставки в России. На выставке, посвященной Михаилу Нестерову, публике показали ранее не выставлявшиеся эскизы росписей церкви в Абастумани из собрания церковно-археологического кабинета Православной духовной академии и выделили сред- ства для реставрации одного из них.

31. Антон Белов
Директор Музея современного искусства «Гараж»
В его активе за 2014 год — строительство нового здания «Гаража» в Парке им. Горького по проекту мировой архитектурной звезды Рема Колхаса; премия Международного фестиваля музеев «Интермузей-2014» в номинации За музейную инициативу; проект Перформанс в России: картография истории; проект-марафон Do It; создание первой в России публичной библиотеки по современному искусству; открытие Project Space — новой экспериментальной платформы на территории «Гаража» для представления проектов уже известных, заново открытых и только начинающих творческую карьеру художников; проведение конкурса для молодых кураторов; продолжение издательской программы совместно с издательством Ad Marginem по переводу ключевых культурологических текстов, а также издание путеводителя и интернет-ресурс «Артгид».

32. Стелла Кесаева
Президент Stella Art Foundation, коллекционер
Комиссар павильона России на 56-й Венецианской биеннале, где страну будет представлять художница Ирина Нахова. В Stella Art Foundation в 2014 году прошли выставки Алены Кирцовой, Ирины Кориной, Сергея Шеховцова, групповая выставка Алисы Йоффе, Полины Канис и Кирилла Савченкова.

33. Дмитрий Озерков
Заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа
Сыграл важную роль в приглашении в Россию Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10, основная выставка которой прошла на трех площадках: в Главном штабе, в здании Нового Эрмитажа и в основной экспозиции в Эрмитаже, став первым столь масштабным деянием возглавляемого Дмитрием Озерковым проекта «Эрмитаж 20/21».

34. Владимир Толстой
Советник президента РФ по культуре, экс-директор музея- усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», президент ИКОМ России (Международного совета музеев)
В 2014 году ответственный секретарь рабочей группы под руководством Сергея Иванова по разработке Основ государственной культурной политики, которые вызвали бурное обсуждение в обществе.

35. Алишер Усманов
Меценат, основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»
К 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова фонд оказал помощь Государственному Лермонтовскому музею- заповеднику «Тарханы». Алишер Усманов также пожертвовал €500 тыс. на реставрационные проекты в Риме: восстановление потолка в Зале Горациев и Куриациев и поврежденных фресок XVII века работы Джузеппе Чезари в Капитолийских музеях и на очистку и укрепление фонтана XVI века на площади Квиринале.

36. Анна Гор
Директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства
К концу 2014 года Приволжский ГЦСИ завершил 11-летние работы по восстановлению исторического здания Арсенала, где располагается; площадка открылась в феврале 2015 года выставкой Музей великих надежд. В мае Приволжский ГЦСИ организовал новый фестиваль текстов об искусстве «Вазари».

37. Софья Троценко
Основатель, владелец и директор Центра современного искусства «Винзавод»
Президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод». Весной 2014 года официально опровергла слухи о смене владельца «Винзавода». Сейчас на его территории размещается девять галерей, творческие мастерские, учебные центры, выставочные пространства, где проходят проекты самого ЦСИ. К существовавшим ранее собственным проектам «Винзавода» (всероссийская выставка фотографий Best of Russia, программа поддержки молодого искусства «Старт», «Территория дизайна») добавились: площадка современного исполнительского искусства, философский клуб, цикл регулярных выставок российских и иностранных художников «Фокус на реальность».

38. Григорий Ревзин
Историк и теоретик архитектуры, художественный критик, публицист
В 2014 году личным распоряжением министра культуры РФ уволен с должности комиссара российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале за три месяца до ее открытия. По мнению самого Григория Ревзина, увольнение было связано с его публичными выступлениями по вопросу присоединения Крыма.

39. Леонид Бажанов
Художественный руководитель Государственного центра современного искусства, искусствовед, куратор
В 2014 году продолжил контролировать творческую составляющую выставок (Пространство LUCIDA; Желая реального; Предмет искусства и др.) и многочисленных программ центра.

40. Михаил Каменский
Глава «Sotheby’s Россия»
Именно на торгах этого аукционного дома в 2014 году была продана коллекция русского авангарда, установившая многочисленные рекорды для художников, а также произведения классиков соцреализма из собрания Международной конфедерации художников, поднявшие цены на них на новый уровень. Аукционный дом остается ведущим по оборотам в разделе рынка русского искусства.

41. Анатолий Осмоловский
Художник, куратор, основатель института «База»
Ректор образовательной программы и исследовательской экспериментальной площадки «Институт «База». В 2014 году сокуратор (с Евгенией Кикодзе) выставки Живопись расширения в Музее Москвы, куратор выставки студентов и выпускников «Базы» Вечно живой труп на «Винзаводе». Участвовал во многих выставках, а фонд V-A-C представил книгу Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей/Избранные тексты Анатолия Осмоловского, выпущенную издательством Marsilio Editori.

42. Семен Михайловский
Ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина
Член-корреспондент Российской академии художеств, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству и Совета по культуре при губернаторе Санкт-Петербурга. В 2014 году был назначен комиссаром российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале, сменив на этом посту Григория Ревзина. Организатор и куратор выставок российского искусства в Болонье (Академия художеств), Венеции, Майами (в рамках Art Basel Miami Beach), Равенне (Пинакотека), Риме (Академия художеств), Стокгольме (Академия художеств), Тайбэе.

43. Николас Ильин
Куратор, художественный консультант
Вице-президент Global Culture Asset Management Group, арт-консультант, специалист по музейному проектированию, член Попечительского совета Премии Кандинского, почетный член Российской академии художеств. Передал архив отца, философа Владимира Ильина, и 5 тыс. книг по русскому искусству из собственного собрания в библиотеку исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. В 2014 году публике представлено дополненное издание сборника статей на английском языке под редакцией Николаса Ильина и Натальи Семеновой Selling Russia’s Treasures (Проданные сокровища России).

44. Леонид Михельсон
Коллекционер, меценат
Член Попечительского совета Нового музея в Нью-Йорке, учре- дитель фонда «Виктория — искусство быть современным» ( V-A-C ). Фонд Леонида Михельсона занимается поддержкой молодых российских художников и представляет современное искусство России на Западе. Осенью в лондонской галерее Whitechapel стартовала серия выставок работ из коллекции фонда. Фонд также объявил о финансировании двух кураторских должностей в лондонской галерее Тейт: младшего научного сотрудника и ассистента куратора, которые будут работать над формированием там коллекции русского искусства.

45. Наталия Сиповская
Директор Государственного института искусствознания
В 2014 году ГИИ отметил 70-летие. Вышел 17-й том 22-томной Истории русского искусства, посвященный искусству 1880–1890-х годов. Важные направления деятельности института — участие в разработке проекта закона «О культуре», создание кабинета Алексея Комеча — специализированного центра по изучению древнерусского искусства, выпуск четырех специализированных журналов и издание 22 книг, серия научных конференций.

46. Андрей Ерофеев
Искусствовед, куратор
Один из трех кураторов международной выставки Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада в галерее Saatchi в Лондоне, организованной Tsukanov Family Foundation. На выставке впервые работы современных российских художников так масштабно представлены вместе с работами американских, европейских и китайских коллег.

47. Евгения Кикодзе
Искусствовед, арт-критик, руководитель отдела «Современная Москва» Музея Москвы
Приложила руку к ряду громких выставок в музее: Наверху; Москва: ускользающая реальность Александра Виноградова и Владимира Дубосарского; Другая столица (первый масштабный показ в Москве современного искусства Санкт-Петербурга); Урбанизм: город в моем сознании; Советское детство, а также к IV Международной биеннале молодого искусства.

48. Марина Ситнина
Исполнительный вице-президент Газпромбанка, генеральный директор компании «Арт Финанс»
Признана арт-консультантом 2014 года по версии журнала SPEAR’S Russia, российской версии авторитетного британского журнала для профессионалов из сферы частного банковского обслуживания и управления крупными капиталами (private banking & wealth management). Компания «Арт Финанс» управляет корпоративной коллекцией банка.

49. Алексей Тизенгаузен
Международный директор русского отдела аукционного дома Christie’s
Под его руководством в 2014 году Christie’s провел в Лондоне свои самые успешные русские аукционы. Топ-лотом торгов и самым дорогим произведением, когда-либо проданным на русских торгах, стал Портрет Марии Цетлин кисти Валентина Серова, ушедший на осеннем Christie’s за £9,26 млн.

50. Гари Татинцян
Владелец Галереи Гари Татинцяна
В 2014 году Гари Татинцян провел персональные выставки Ансельма Райли, Вима Дельвуа, Ли Уфана, групповую выставку американцев Тони Мателли, Олафа Брёнинга и Джона Миллера


Главные люди в российском искусстве
с 50 по 100 место

В этой группе мы расположили имена по алфавиту, так как степень влиятельности этих персон различалась очень незначительно или их место в рейтинге редакции, например, входило в резкое противоречие с рейтингом упоминаемости сми.

А

Михаил Алшибая
Коллекционер
В 2014 году передал в Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета около 150 произведений отечественных художников 1960–1980-х годов.

Алексей Ананьев
Меценат, коллекционер, основатель Музейно-выставочного комплекса «Институт русского реалистического искусства»
Владелец крупнейшей в России коллекции соцреализма. В 2014 году на аукционе Sotheby’s приобрел за £1,762 млн ($2,953 млн картину Георгия Нисского Над снегами (1964), установив исторический рекорд для советской живописи. Институт русского реалистического искусства при поддержке Sotheby’s провел в Лондоне выставку Советский спорт, которая затем была показана и в Москве.

Б

Мария Байбакова
Коллекционер, меценат, арт-менеджер
Директор и главный куратор платформы современного искусства Baibakov Art Projects. Директор по развитию международной онлайн-платформы по продаже современного искусства ArtSpace. Один из четырех приглашенных кураторов торгов современным искусством аукционного дома Sotheby’s 7 марта в Нью-Йорке.

Леонард Блаватник
Меценат, коллекционер
Американский предприниматель советского происхождения. Один из шести крупных бизнесменов, пообещавших в феврале 2014 года дать эндаумент-фонду Еврейского музея и центра толе- рантности в Москве $4,5 млн.

Максим Боксер
Коллекционер, арт-дилер, галерист
Один из пионеров отечественного арт-рынка, основатель галереи Ravenscourt Galleries. В 2014 году представил новый выставочный и аукционный проект Maxim Boxer, приуроченный к неделе русских торгов в Лондоне.

Александр Боровский
Искусствовед, куратор, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея
В 2014 году опубликован ряд его теоретических работ, например статья в англоязычном каталоге Flying in the Wake of Light коллекции Ирины Столяровой (от Андре Ланского и Сергея Шаршуна до Оскара Рабина и Олега Целкова).

Катя Бочавар
Художник, экспозиционер, архитектор, куратор
В 2014 году активно развивала подведомственные ей площадки двух московских выставочных залов — галерей «На Песчаной» и «Ходынка», полностью сменивших имидж. Как экспозиционер осуществила масштабный проект в Манеже, посвященный Олимпиаде в Сочи, и компактный, но заметный проект в витринах гостиницы «Метрополь».

В

Марина Варварина
Коллекционер, меценат, основатель музея «Эрарта»
В конце 2014 года открыто новое крыло здания «Эрарты» в Санкт-Петербурге и галерея в Гонконге (в дополнение к галереям в Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе). В течение года в музее и галереях «Эрарта» состоялось более 50 выставок. «Эрарта» участвовала в параллельной программе Европейской биеннале совре- менного искусства Manifesta 10.

Г

Елена Гагарина
Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»
В 2014 году награждена орденом преподобного Андрея Иконописца II степени (награда Русской православной церкви) — «во внимание к трудам, направленным на утверждение христианских ценностей в отечественной культуре». В Музеях Московского Кремля в течение года прошел ряд внушительных выставок. Идет реконструкция здания на Красной площади (дом No 5). Запущен новый музейный сайт, который победил в конкурсе «Позитивный контент — 2014».

Марина Гисич
Владелец галереи Марины Гисич
Владелец старейшей и крупнейшей в Петербурге галереи современного искусства. Из петербургских галеристов до сих пор наиболее активный участник ярмарок.

Владимир Гусев
Директор Государственного Русского музея
Действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ. В числе выставок Русского музея в 2014 году — Николай Рерих. 1874–1947; Александр Самохвалов. 1894–1971; Первая мировая война. 1914–1918; Портрет семьи; Бумажная скульптура; Элий Белютин. За гранью предметности в русском искусстве второй половины ХХ века; Актуальный рисунок. Музей развивает специальные проекты (III Музейная фотобиеннале современной фотографии, VII Международный фестиваль «Императорские сады России» и др.) и создает сеть виртуальных филиалов: в 2014 году их открыто 22.

Д

Валентин Дьяконов
Художественный критик, куратор
В 2014 году выступил как куратор выставки Детектив в Московском музее современного искусства, выставки Антонины Баевер и Дмитрия Венкова Времени больше не будет в Манеже, участвовал в проекте МишМаш ОГЛЯНАЗ в галерее «Роза Азора».

И

Александр Иванов, Михаил Котомин
Издатели
Представляют Ad Marginem, одно из старейших независимых издательств России, в 2014 году осуществившее крупные издательские программы, например, совместно с Музеем современного искусства «Гараж» издано несколько десятков отлично переведенных и стильно оформленных теоретических работ, манифестов и биографий художников.

К

Александр Кибовский
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы
Действительный член Российской академии художеств, председатель Московского отделения Российского военно- исторического общества. В начале 2014 года объявил о работах своего ведомства на 332 московских объектах. Особое внимание ведомство Александра Кибовского уделяло проблемам Шуховской башни и комплексной реконструкции ВДНХ. В январе 2015 года награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Ирина Коробьина
Директор Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева
В 2014 году многочисленными и разнообразными проектами отмечалось 80-летие музея. Тогда же завершилась долгая история с домом архитектора Константина Мельникова, в которой Ирина Коробьина заняла твердую позицию. Ныне архивы отца и сына Мельниковых, а также их дом являются экспонатами нового филиала музея. После скандального выселения внучки архитектора Екатерины Каринской проведена опись обстановки, ведется подготовка к ремонтно-реставрационным работам.

Кристина Краснянская
Коллекционер, галерист
Владелец международной арт-галереи "Эрмитаж". В 2014 году галерея продолжала специализироваться на художниках русского зарубежья (выставки Георгия Артемова, Георгия Пожедаева), а также развивала другое направление — советская мебель ар-деко (выставка в Музее архитектуры Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму в начале 2015 года). Параллельно Кристина Краснянская работает с современными художниками Алексеем Морозовым и Оксаной Мась.

Наталия Курникова
Владелица галереи «Наши художники»
В 2014 году в галерее прошли выставки Работа над орнаментом — орнаменты и узоры Наталии Гончаровой и Льва Бакста, Кристиан Крон (1882–1959). Живопись и Аристарх Лентулов. Плоть вещей. Изданы каталоги к выставкам, мемуары Аристарха Лентулова.

Л

Ирина Лебедева
Директор Государственной Третьяковской галереи (до 10 февраля 2015 года)
Выставка Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом получила Ежегодную премию The Art Newspaper Russia. В 2014 году открылась долгожданная вы- ставка Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить...» К 100-ле-тию коллекционера. Музей продолжил серию монографических показов творчества мастеров; на Крымском Валу прошла монографическая выставка Дмитрия Александровича Пригова. Собрание искусства ХХ века пополнилось коллекцией нонконформистов Леонида Талочкина. Появилась возможность покупать билеты в музей через сайт.

М

Тамаз и Ивета Манашеровы
Коллекционеры, меценаты
Основатели Культурно-благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство», партнера Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация». Фонд также выступил стратегическим партнером ретроспективной выставки Василия Шухаева в Московском музее современного искусства.

Виктория Маркова
Искусствовед, куратор
Главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель собрания итальянской живописи, куратор выставки Караваджо, отмеченной премией The Art Newsрaper Russia. Под ее кураторством в 2014 году в музее прошла выставка шедевров из Академии Каррары, а также организована временная экспозиция произведений из находящегося в музее фонда перемещенных ценностей, к которому Викторией Марковой составлен научный каталог, возвращающий в научный оборот памятники итальянской живописи, считавшиеся утраченными или забытыми.

Нонна Матеркова
Меценат, учредитель некоммерче- ского фонда Calvert 22 (Лондон)
Цель фонда Calvert 22 — продвижение на Западе современного отечественного и восточноевропейского искусства. В 2014 году Calvert 22 провел три громкие выставки: Клуб друзей. Новые художники Tимура Новикова и Новая академия; Российская фотография сегодня; Beyond Zero. Издал сборник The Manifesta Journal Reader: Избранные статьи по кураторству, в России сборник получил статус официального учебного пособия. Матеркова также входит в наблюдательный совет VI Московской биеннале современного искусства.

Елена Миловзорова
Заместитель министра культуры РФ
Курирует деятельность департаментов культурного наследия и государственной поддержки искусства и народного творчества.

Михаил Миндлин
Генеральный директор Государственного центра современного искусства
В 2014 году наконец разрешился вопрос о месте под новое здание ГЦСИ, и осенью в Москве на Ходынском поле заложили первый камень в его фундамент. В 2014 году прошел IX Всероссийский конкурс в области современного искусства «Инновация», который ежегодно проводит ГЦСИ. Летом ГЦСИ стал соорганизатором и одной из площадок IV Международной биеннале молодого искусства.

Борис Минц
Меценат, коллекционер
В 2014 году объявил о намерении открыть в Москве на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик» Музей русского импрессионизма.

Николай Молок
Искусствовед, куратор
В 2014 году покинул пост директора по развитию в Stella Art Foundation. Координатор параллельной программы Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 в Санкт-Петербурге. Лауреат Ежегодной премии The Art Newspaper Russia в номинации Книга года как автор-составитель книги Русские художники на Венецианской биеннале. 1895–2013.

П

Алиса Прудникова
Директор уральского филиала Государственного центра современного искусства
Искусствовед, куратор, художественный критик, ответственный секретарь Попечительского совета Государственного центра современного искусства, председатель правления фонда «Новое искусство» (Екатеринбург). В 2014 году определены центральные темы (мобилизация и искусство азиатских стран) и площадка основного проекта 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (9 сентября — 10 ноября 2015 года, перенесена с 2014 года), организатором которой выступает Уральский филиал ГЦСИ.

С

Наталья Самойленко
Директор Государственного музея- заповедника «Царицыно»
Назначена в ноябре 2013 года. Начала деятельность с выстраивания коммуникаций между отделами, сокращения расходов на содержание зданий, включения в экспозицию современных, в том числе мультимедийных, технологий. Осенью 2014 года завершилась реставрация Оперного дома (Средний дворец).

Евгений Самойлов
Коллекционер, галерист
Создатель и владелец галереи 16th LINE (Ростов-на-Дону). В 2014 году галерея организовала I Южный антикварный салон. Помимо прочих, в галерее прошла выставка Бедное искусство. Из коллекции музея PERMM.

Александра Санькова
Директор Московского музея дизайна
Музей дизайна в 2014 году покинул стены Музейно-выставочного объединения «Манеж» (последняя выставка в Манеже — Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аске- тизма) и провел первую выставку в стенах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где, возможно, появится отдел дизайна.

Алина Сапрыкина
Директор Музейного объединения «Музей Москвы»
Под ее руководством начата реставрация Провиантских складов, проведено множество выставок, в том числе Москва: ускользающая реальность Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, самая масштабная выставка уличного искусства Урбанизм: город в моем сознании. Музей Москвы — соорганизатор и одна из площадок IV Международной биеннале молодого искусства.

Андрей Сарабьянов
Искусствовед, издатель
Специалист по русскому авангарду, главный редактор Энциклопедии русского авангарда. В 2014 году вышел ее третий, заключительный, том.

Анна Свергун
Директор пиар-агентства Art PR
Агентство под ее руководством работает со Stella Art Foundation, Мультимедиа Арт Музеем и другими ведущими арт-институциями и проектами.

Кирилл Светляков
Заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи
В 2014 году куратор первой в ГТГ выставки Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее. Редактор и автор путеводителя Государственная Tретьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство XX века. Активно поддержал передачу в ГТГ из Музейного центра РГГУ кол- лекции нонконформистов Леонида Талочкина.

Сергей Скатерщиков
Инвестиционный консультант, специалист в области художественного рынка
Управляющий директор Skate’s Art Market Research. В 2014 году купил одно из старейших международных изданий по искусству — нью-йоркский журнал ARTnews. Skates Capital является инвестором онлайн-аукциона Paddle8.

Т

Наталья Тамручи
Основатель и владелец «Открытой галереи»
Галерея работает с широким кругом современных российских художников. В конце 2014 года галерея поменяла формат, отказавшись от ежемесячной смены экспозиции в пользу однодневных выставок, акций, образовательных программ, дискуссий и встреч с деятелями искусств.

Елена Титова
Директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Важнейшая выставка 2014 года — Непревзойденный Веджвуд, английский фарфор из собраний российских музеев и Музея леди Ливер в Ливерпуле. В рамках программы Достояние России. Tрадиции для будущего в музее открыта постоянная экспозиция лаковой живописи. Разрабатываются новые экскурсии, лекционные программы и мастер-классы для детей и взрослых. Как итог — за последний год существенно выросло число посетителей.

Ирина Толпина
Генеральный директор Музейно-выставочного объединения «Манеж»
В 2014 году в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась премьера инсталляции известного английского режиссера Питера Гринуэя и его супруги режиссера Саскии Боддеке Золотой век русского авангарда. Также в Манеже прошла ярмарка современного искусства Cosmoscow.

Андрей Толстой
Искусствовед, директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств, член президиума Российской академии художеств, специалист по русской живописи XX века
Член жюри в новой номинации Премии Кандинского Научная работа. История и теория современного искусства.

Олеся Туркина
Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея
Куратор, художественный критик. В 2014 году вышли книги Жизнь замечательного Монро (в соавторстве с Виктором Мазиным), первое масштабное исследование жизни и творчества художника Владислава Мамышева-Монро, и Soviet Space Dogs (в британском издательстве Fuel на английском языке) о собаках-космонавтах. Сокуратор (с Виктором Мазиным) выставки параллельной программы Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 Жизнь замечательного Монро в Новом музее, сокуратор (с Евгенией Кикодзе) выставки Другая столица в Музее Москвы.

Ф

Андрей Филатов
Коллекционер, меценат
Коллекционер советского искусства, основатель фонда Art Russe (до 2014 года Арт-фонд семьи Филатовых). В 2014 году совместно с РОСИЗО организовал международные гастроли в Венеции и Лондоне выставки советского классика Виктора Попкова из собрания фонда, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других институций. Поддержал реновацию Музея шахмат в Москве. Стал инициатором создания в Лувре постоянной экспозиции русского искусства. В 2014 году заявил о желании создать в Лондоне музей соцреализма.

Ш

Юлия Шахновская
Директор Государственного политехнического музея
В 2014 году началась реставрация исторического здания на Новой площади и параллельно ей процесс реформирования самого музея как институции. По инициативе директора музей переехал на ВДНХ. Там же прошел фестиваль науки. Библиотеку и музейные фонды переместили в технополис «Москва» на территории бывшего АЗЛК. Также музей проводит занятия с детьми в Культурном центре ЗИЛ.

Ольга Шишко
Заместитель директора Центрального выставочного зала «Манеж»
Куратор, директор Музея экран- ной культуры «МедиаАртЛаб», преподает в «Свободных мастерских» Московского музея современного искусства, в Открытой школе «Манеж/МедиаАртЛаб». В 2014 году куратор мультимедийной инсталляции Питера Гринуэя и Саскии Боддеке Золотой век русского авангарда (совместно с Еленой Румянцевой) и серии персональных выставок молодых художников Большие надежды (совместно с галереей «Триумф»).

Кристина Штейнбрехер-Пфандт
Арт-директор Международной ярмарки современного искусства viennacontemporary
В 2014 году также курировала V Международный фестиваль современного искусства ARTBAT в Алма-Ате.

Ц

Зураб Церетели
Скульптор, живописец, президент Российской академии художеств
В 2014 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за вклад в развитие изобразительного искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность. Награжден памятной Нобелевской медалью Фонда наследия и семьи Нобелей и памятной медалью ЮНЕСКО «Пять континентов». В 2014 году выставки произведений Зураба Церетели прошли в Астрахани, Владимире, Йошкар-Оле, Муроме, Новочебоксарске, Твери, Цюрихе, Ярославле. Скульптурные работы установлены в Париже (памятник Иоанну Павлу II), Баня-Луке (бюст Николая II), Морчиано-ди-Романья вблизи Римини (композиция Клоуны).

Я

Давид Якобашвили
Коллекционер, меценат
Член правления Российского союза промышленников и предпринимателей. Строит музей музыкальных инструментов, показывает свое собрание на выставках во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Финансово поддержал создание и установку памятника героям Первой мировой войны в августе 2014 года на Поклонной горе.


Интернет-голосование

4 февраля мы запустили интернет-голосование за тех, кто из действующих лиц российского искусства наиболее популярен среди пользователей в Интернете и социальных сетях. Это выявило самых влиятельных деятелей искусства в виртуальном мире, значение которого все возрастает. За основу списка мы взяли наш прошлогодний топ-100 и добавили к нему еще полсотни участников, которые, как нам кажется, были особенно активны, а значит, влиятельны в прошедшем, 2014 году. Онлайн-голосование завершилось 14 февраля. Участники рейтинга собрали в общей сложности 42,5 тыс. голосов на всех. Мы публикуем десятку победителей нашего интернет-списка. На сайте — волеизъявление народа. Редакция на ход голосования влиять никак не могла. Лидеры менялись с галеристов на искусствоведов, с искусствоведов на коллекционеров: куратор Елена Куприна-Ляхович сменяла искусствоведа Андрея Сарабьянова, он, в свою очередь, уступал лидерскую позицию заведующему отделом новейших течений Русского музея Александру Боровскому. В итоге интернет-рейтинг Главные люди в русском искусстве — 2014 возглавили меценаты супруги Манашеровы, с серьезным перевесом в 1 тыс. голосов. На втором месте — супруги Семенихины, основатели Фонда культуры «Екатерина». В десятку победителей попал галерист из Ростова-на-Дону Евгений Самойлов: видимо, за него голосовал весь Юг России. Нам очень приятно, что в десятку также вошла издатель газеты The Art Newspaper Инна Баженова.


Над рейтингом работали: Константин Агунович, Алексей Алексеев, Дмитрий Бавильский, Екатерина Баранова, Алёна Лапина, Татьяна Маркина, Кара Мискарян, Анна Савицкая, Григорий Зайцев

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+