18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три самые интересные выставки недели

Царские забавы XVIII века — в Царицыне; о том, каким был император Павел I в детстве и юношестве, — в Русском музее; парижский период патриарха нонконформизма Оскара Рабина в петербургском музее «Эрарта».

На выставке «Царские потешные огни», которая проходит в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», впервые как отдельная тема представлены очень популярные в XVIII веке фейерверки. Они устраивались царствующими особами по разным торжественным поводам и отличались в России невиданным размахом и тем, что сейчас называют креативом. Путешественники-иностранцы восхищались как зрелищностью русских огненных аттракционов, так и их ноу-хау: «Русские фейерверкеры… изобрели способ придавать огню цвет, чего долго добивались за границею, но еще не нашли». Сегодня их великолепие можно представить по гравюрам и акварелям того времени, которые на выставку предоставили Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Российская государственная библиотека, Государственный музей А.С.Пушкина и Российский государственный архив древних актов. Но, помимо этих очень редких изображений, устроители проекта решили воссоздать по гравюрам декорации празднеств, тем самым давая представление и об их пространственном масштабе. До 19 мая.

На выставке «Великий князь Павел Петрович» в Государственном Русском музее впервые в музейной экспозиции собрано все, что имело отношение к детству и юности будущего российского императора Павла I. Здесь живописные произведения с изображением Павла Петровича и его семьи, графические листы, миниатюры и предметы декоративно-прикладного искусства той эпохи из собрания самого ГРМ и коллекций других петербургских и московских музеев. Эта объемная выставка, посвященная годам формирования личности будущего императора, трагически погибшего в 1801 году в результате заговора, дает единственную в своем роде возможность не только восполнить знания о Павле, но и, возможно, отказаться от некоторых бытующих до сих пор стереотипов и легенд о нем. Остается только добавить, что выставка — часть большого проекта «Сага о Романовых», который Русский музей осуществляет с 2004 года. До 10 мая.

В петербургском музее «Эрарта» открылась выставка легендарного патриарха советского нонконформизма Оскара Рабина «Мне подарили Париж». Вокруг его фигуры с 1958 по 1965 год в подмосковном поселке Лианозово группировались молодые художники, не желавшие следовать догматам соцреализма и искавшие альтернативный путь в искусстве; он был одним из организаторов Бульдозерной выставки в Беляево в 1974 году. В 1978 году Рабин вынужденно эмигрировал во Францию и вскоре был лишен советского гражданства, которое ему вернули лишь в 1990-м. Тем не менее главная тема в искусстве Рабина — не политика, а жизнь, которая его окружала: лианозовские бараки, натюрморты с сушеной рыбой, нарезанной на газете колбасой, бутылками с этикетками. В интерпретации Рабина вся эта обыденность превращалась в емкую метафору советской жизни. Работы художника находятся в музейных и частных собраниях, его выставки проходили в Русском музее, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковской галерее. В свою очередь, музей «Эрарта» решил показать произведения только последних десяти лет, где в признанную всеми иконографию Рабина вписываются виды Парижа и предметы его быта с уже французскими газетами, сыром и вином. До 27 апреля.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+