18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Наследники требуют у Германии вернуть «cокровище гвельфов»

Начало очередному судебному процессу о реституции еврейского имущества, доставшегося нацистам в 1930-е, положено на этой неделе.

Проживающие в Великобритании и США Алан Филлип и Джеральд Штибель, наследники четырех дилеров-евреев, предъявили иск к правительству Германии и Фонду прусского культурного наследия с требованием вернуть так называемое сокровище гвельфов (Welfenschatz) — коллекцию средневекового декоративно-прикладного искусства, включающую более 40 реликвариев (выполненные из золота, серебра и драгоценных камней, они имеют вид миниатюрных соборов) и оцениваемую в $250–300 млн. Ныне хранящееся и выставляемое в берлинском Музее Боде «сокровище гвельфов» было приобретено наследодателями нынешних истцов у герцога Брауншвейгского в 1929 году (всего 82 предмета), но уже в 1935 году частью продано рейхсмаршалу Герману Герингу за 4,25 млн рейхсмарок.

Основанием для иска является то соображение, что цена сделки 1935 года составляет лишь от 15% до 35% реальной стоимости проданных вещей, притом что условия, общеизвестно, тогда были таковы, что евреям оставалось только согласиться. Однако, если одна из сторон вела себя недобросовестно, фактически силой принуждая другую принять предложенные условия, сделка должна быть сочтена недействительной, заявил адвокат истцов Николас О’Доннел. Немецкие эксперты из «комиссии Лимбаха» (консультативный орган при правительстве Германии, занимающийся вопросами реституции) еще в марте прошлого года высказали свои возражения: что нет никаких прямых свидетельств принуждения к сделке и что уплаченная дилерам сумма является вполне приемлемой, если учитывать состояние антикварного рынка после биржевого краха 1929 года, — но эти доводы, как видим, были отклонены истцами.

В прошлую субботу президент Фонда прусского культурного наследия Герман Парцингер как раз сообщил, что «сокровище гвельфов» внесено в список тех предметов, которые не могут покидать Германию без особого разрешения министра культуры.

По данным artdaily.org и JTA.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
3
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+