18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Маленькие сентиментальные шедевры

№30
Материал из газеты

Сюрреалистическая фотография начала ХХ века в Мультимедиа Арт Музее

На самом деле эти фантазийные фотографии появились задолго до сюрреализма. Созданные на пороге ХХ века, они сегодня удивляют безыскусным юмором, милой наивностью и ловким умением монтировать изображение за много лет до появления программы Photoshop.

Начало 1900-х называют золотым веком открытки. Именно тогда начали использовать лицевую сторону почтовых карточек только для изображения. Эта простая инновация повлекла за собой настоящий бум, открытки продавались огромными тиражами вплоть до начала Первой мировой.

Однако фотографические открытки в те времена выпускались не полиграфическим способом, а с помощью техники проявки. Поэтому каждая из них несет на себе печать уникальности. Авторы безымянных серийных шедевров были явно в курсе последних достижений художественной фотографии и владели секретами самых современных спецэффектов — ретуши и комбинированной печати, двойной экспозиции. Они умело монтировали фото- и рисованное изображение, использовали «сфумато» пикториализма, самого модного и прогрессивного на тот момент стиля. Однако, в отличие от настоящих пикториалистов, озабоченных образцами высокого искусства и напускавших тумана в драматические сцены, промышленные дизайнеры были намного легкомысленнее, сводя сюжеты к водевилю. Варьете, немое кино, цирк и, конечно, символизм вдохновляли авторов маленьких сентиментальных шедевров.

В основе монтажа здесь лежат простые метафоры. Ночные бабочки, мужья-рогоносцы, влюбленные-марионетки, дети, найденные в капусте, — игривые сюжеты прежде всего потакали массовому вкусу. А весьма странные гибридные изображения стали чудесным побочным эффектом освоения технических новшеств. Конечно, открыточные дизайнеры вовсе не помышляли о проникновении в тайны подсознания, как сюрреалисты. И параллели между сюрреалистическим иллюзионизмом и сюрреализмом провести не получится. Дама-паук, плетущая любовную сеть, с открытки начала века — всего лишь наивный двойник Паучихи Луиз Буржуа. Художественное простодушие все же не умаляет прелести сюрреалистического иллюзионизма. Эти «шарманистые» картинки были созданы, чтобы удивлять, — и удивляют до сих пор. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+