Наш современник Федотов

Произведения Павла Федотова содержат множество указаний на личную жизнь автора, равно как и символов вечных драм, не раз впоследствии повторявшихся в отечественном искусстве.

Слева: Павел Федотов. Игра в карты. П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840–1842. Третьяковская галерея. Справа: Виктор Шкловский. Повесть о художнике Федотове. 1937
Слева: Павел Федотов. Игра в карты. П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840–1842. Третьяковская галерея. Справа: Виктор Шкловский. Повесть о художнике Федотове. 1937

Федотов и формалисты

В 1930-е годы русские формалисты сосредоточиваются на изучении николаевской эпохи: Лидия Гинзбург занимается Лермонтовым, Юрий Тынянов  Кюхельбекером и Грибоедовым. Виктор Шкловский пишет Повесть о художнике Федотове, аккуратно проводя параллели с современностью; брошенная им в связи с этой книгой фраза о «ликвидации поколения» полностью подходит к нему самому и его товарищам.

Слева: Павел Федотов. Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846. Третьяковская галерея. Справа: Свадьба. Режиссер Исидор Анненский. Тбилисская киностудия. 1944
Слева: Павел Федотов. Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846. Третьяковская галерея. Справа: Свадьба. Режиссер Исидор Анненский. Тбилисская киностудия. 1944

Федотов и кино

С первого взгляда ясно, что перед нами очень сценичный, как пишет Шкловский, «как бы кинематографичный» художник. Режиссеры кино 1920-х — другого объекта формалистической теории — прекрасно чувствовали это. Заимствования из работ Федотова есть в Шинели Козинцева — Трауберга, а в фильме 1944 года Свадьба с Фаиной Раневской и Эрастом Гариным — прямые цитаты в мизансценах.

Федотов и карикатура

Карикатура — всегда сторонний взгляд, он может быть злым и ехидным. С этим в России всегда было плохо, русские художники пользуются иностранными образцами вековой давности, вроде внимательно изученного Федотовым Хогарта. Карикатура даже в домашних альбомах зачастую остается политической, поэтому в XIX веке стилистика завозится из Франции (см. Вальтер Беньямин Париж, столица девятнадцатого столетия, глава про Гранвиля). В гвардейских полковых библиотеках были отличные подборки европейской прессы, где можно было найти что угодно.

Слева: Павел Федотов. Брань под Смоленским (кладбищем). 1840. Третьяковская галерея. Справа: Михаил Ларионов. Солдат (курящий). 1910–1911. Третьяковская галерея
Слева: Павел Федотов. Брань под Смоленским (кладбищем). 1840. Третьяковская галерея. Справа: Михаил Ларионов. Солдат (курящий). 1910–1911. Третьяковская галерея

Федотов и армия

В 1826 году в возрасте 11 лет Федотов был определен отцом в Кадетский корпус. В 1833-м он оканчивает обу­чение в корпусе, в чине прапорщика направлен в лейб-гвардии Финляндский полк, а в следующем году прибывает для несения службы в Санкт-Петербург. В 1836 году Федотов получает звание подпоручика, а в 1841-м он штабс-капитан. В 1844 году, ровно через десять лет после начала, он оставляет службу «с чином капитана и правом носить военный мундир».

Слева: Павел Федотов. Кончина Фидельки. 1844. Третьяковская галерея. Справа: Александр Лактионов. Переезд на новую квартиру. 1952. Донецкий областной художественный музей
Слева: Павел Федотов. Кончина Фидельки. 1844. Третьяковская галерея. Справа: Александр Лактионов. Переезд на новую квартиру. 1952. Донецкий областной художественный музей

Федотов и быт

Вот как одет герой картины Завтрак аристократа: на нем сорочка, атласный халат с бархатным шалевым воротником, обшлагами и модными петлями-застежками, панталоны кораллово-красного оттенка, очень широкие, по английской моде 1840-х годов, туфли-бабуши с загнутыми носками (пример влияния османского стиля) и шапочка-ермолка из шелка. Натюрморт (в Сватовстве майора; Завтраке аристократа; Свежем кавалере) образует отдельный и притягательный элемент картины. Любовь к предметному миру и подробность изображения выдают увлеченность художника голландцами, а мнимая случайность постановки и неупорядоченность — это уже от Шардена.

Слева: Павел Федотов. Сватовство майора. 1848. Третьяковская галерея. Справа: Кабаковы. Елена Петровна Соболь… 1991
Слева: Павел Федотов. Сватовство майора. 1848. Третьяковская галерея. Справа: Кабаковы. Елена Петровна Соболь… 1991

Федотов и примитив

Федотов — первый художник, не убоявшийся сравнения с лубочной картинкой. Моралите, когда текст является частью работы, — обычное дело у Федотова, как, например, и у Ларионова, когда подпись выходит на холст.

Федотов и котики

Изображение кошки, умывающейся (Сватовство майора) или же дерущей обивку стула (Свежий кавалер), не только способ характеристики происходящего, но и не утраченный Федотовым символический алфавит жанровой живописи. Пудель, обученный забавным трюкам, — собака аристократа, а у офицера в отдаленном гарнизоне — до бесконечности прыгающий через палку взад-вперед —оказывается  единственным светлым пятном в жизни (в том числе и в живописном смысле).

Слева: Павел Федотов. Господа, женитесь, пригодится! 1840-е. Третьяковская галерея. Справа: Александр Флоренский. Сватовство майора. Из серии Русский альбом. 2014
Слева: Павел Федотов. Господа, женитесь, пригодится! 1840-е. Третьяковская галерея. Справа: Александр Флоренский. Сватовство майора. Из серии Русский альбом. 2014

Федотов и пустота

Слева: Павел Федотов. Эскиз к картине Приход дворцового гренадера в свою бывшую роту лейб-гвардии Финляндского полка. 1849–1850. Третьяковская галерея. Справа: Казимир Малевич. Черный круг. 1923. Русский музей
Слева: Павел Федотов. Эскиз к картине Приход дворцового гренадера в свою бывшую роту лейб-гвардии Финляндского полка. 1849–1850. Третьяковская галерея. Справа: Казимир Малевич. Черный круг. 1923. Русский музей

Среди произведений Федотова всегда обращают на себя внимание картины и акварели, оставшиеся незавершенными: Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара и Автопортрет (Офицеры лейб-гвардии Финляндского полка). Романтическая трагедия незавершенной работы unfinished словно переходит в них в барочную бесконечность non-finito, незаписанные белые плоскости развертываются полем возможностей.Оставшиеся незаконченными Игроки с их пустынным интерьером и картинами, вынутыми из рам (надо полагать, все продуто в карты), выглядят теперь как символ творчества Федотова вообще — прерванного в момент обретения наивысшей выразительности. Впоследствии эта значительность пустоты и тема белого листа будут важны для русского авангарда (супрематизм) и для московского концептуализма — в альбомах Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова.

Слева: Павел Федотов. Эскиз к картине Игроки. 1852. Русский музей. Справа: Николай Ге. Тайная вечеря. 1861–1863. Русский музей
Слева: Павел Федотов. Эскиз к картине Игроки. 1852. Русский музей. Справа: Николай Ге. Тайная вечеря. 1861–1863. Русский музей

Федотов и передвижники

Павел Федотов умер в 1852 году — пройдет чуть больше десяти лет, и «Бунт четырнадцати» навсегда покончит с прежней Академией художеств. Социальное содержание, которое в искусстве Федотова возникало вследствие естественной человеческой позиции, станет вменяться художнику в обязанность. «Караваджистский» эффект освещения (или, скорее, из Жоржа де Латура) использован в маленькой картине Игроки, его же использует Николай Ге в монументальной Тайной вечере. Когда же десять с лишним лет спустя в Европе с Завтрака на траве и Олимпии Мане начнется модернизм, Игроки будут казаться предмодернистской картиной.

Слева: Павел Федотов. Зимний день. Начало 1850-х. Русский музей. Справа: Рихард Васми. Университет (зимний). 1980-е
Слева: Павел Федотов. Зимний день. Начало 1850-х. Русский музей. Справа: Рихард Васми. Университет (зимний). 1980-е

Федотов и русское искусство второй половины XX — начала XXI века

Федотова сделали своим героем петербургские художники, поскольку в силу обстоятельств он и сам автор гораздо более петербургский, чем московский: жил, работал, служил в тогдашней столице. Авторы арефьевского круга из так называемого Ордена нищенствующих живописцев были поголовно увлечены французами — однако среди того, что мог предложить в 1950-е годы Русский музей, конечно, выделяли Федотова. Последовавшие за ними «митьки» нередко заимствовали у Федотова сюжеты, как это сделал Александр Флоренский; другой часто цитирующий Федотова «митек» — Владимир Шинкарев. Из москвичей, обращающихся к Федотову, можно вспомнить Ольгу Чернышеву, чье видео Перебои сердца (2009) является реминисценцией Анкор, еще анкор!

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+