Новые музеи? А теперь факты…

Подробный анализ более 650 новых институций, открывшихся за последние десятилетия. Fondazione di Venezia изучил и описал всемирный бум музейного строительства: какая архитектура нужна современным художественным коллекциям?

Fondazione di Venezia, обеспеченный и активный фонд, исторические корни которого уходят в региональную банковскую систему Италии, объявил в 2010 году архитектурный конкурс на разработку кластера в центре Местре, одной из городских зон материковой Венеции. Перед конкурсантами была поставлена задача превратить в музей, посвященный экономической и социальной истории ХХ века, пространство в 9 тыс. м2, на территории которого находится в числе прочего бенедиктинский монастырь. Открытие музея, который будет называться М9, запланировано на 2017 год, а предполагаемый бюджет составляет €100 млн.

В книгу вошли обзор и несколько эссе о затронувшем весь мир буме музейного строительства. Интерес к этой теме зародился у автора в ходе планирования М9, однако, несмотря на предельную узость изначального вопроса, книга освещает ее гораздо шире. Толчком к ее написанию стала растерянность Гвидо Гверцони, менеджера по проектам М9, когда он столкнулся с отсутствием ориентировочных данных о стоимости строительства музея и связанной с этим статистики. Он хотел получить данные, которые помогли бы ему проверить заказанные фондом оценки осуществимости проекта, с учетом того факта, насколько часто выражению «расширение музея» сопутствует фраза «превышение сметы». Поэтому он собрал эти данные самостоятельно при поддержке команды исследователей; позднее они были дополнены обзором, выполненным в сотрудничестве с The Art Newspaper.

Результатом этой работы стала заслуживающая самого полного доверия книга, состоящая из двух частей. Первая представляет собой обзор результатов исследования и данные, на основе которых оно было проведено; во вторую часть вошел ряд статей, помогающих поместить этот строительный бум в более широкий контекст. Первая часть закладывает основы и расставляет четкие ориентиры, вторая — инспектирует, изящно, но менее оригинально, более знакомую территорию. Исследование под руководством Гвер­­цо­ни, выступившего в роли редактора книги, посвящено прежде всего музеям, которые попадают под таковое определение Международного совета музеев, то есть коллекционирующим институциям, — в него не вошли детские музеи, выставочные залы, арт-центры и тому подобное. Институции классифицированы по местонахождению и типу, приведены данные о заказчике, дизайнере и дате открытия, а также, по возможности, о размерах, распределении зон, затратах на квадратный метр, ежегодном числе посетителей и количестве работников.

Всякий, кто когда-либо пытался составить точное представление об этой сфере, признает ценность такой информации и масштаб услуги, которую автор оказал, собрав ее и предоставив прозрачный отчет о методологии и использованных источниках. Его анализ дает читателю возможность тщательно разобрать такие аспекты, как распределение по размерам, среднее время разработки и строительства, корреляция между стоимостью квадратного метра и степенью известности архитектора. Но не менее важно, что профессионалы и просто дотошные читатели теперь имеют доступ к данным (хоть и не в электронном виде), на основании которых они могут делать свои собственные выводы.

Анализ стоимости, из которого и выросло все исследование, бесценен. В нем учитываются ненадежность и политизированность публикуемых данных, используются различные источники и подходы, а музеи систематизированы по типу, географическому региону и так далее. Уже одно это делает покупку данной книги оправданной тратой для любого человека, имеющего какое-либо отношение к музейному строительству.

Три сопроводительные статьи, написанные Марко де Микелисом, Аароном Бетски и архитектором М9 Маттиасом Зауэрбрухом, менее подробны. В них представляется обзор и перспективы музейного строительного бума, рассматриваются противоречия в этой области и высказываются соображения относительно его экономической и экологической устойчивости. В статьях упоминается, но не подвергается подробному рассмотрению продолжающийся музейный бум в Китае и Юго-Восточной Азии, так что глобальный характер этого явления учтен не вполне. Почти во всех трех прослеживается история музея от появления в виде частных кабинетов редкостей до основания государственных музеев в XVIII–XIX веках, говорится о множественности функций и целевых задач, которые музеи приобрели во второй половине ХХ века, и о важности Музея Гуггенхайма в Бильбао.

Этот обзор будет (или, быть может, только «должен бы быть») прочитан широким кругом профессионалов. В сочетании со статьями книга представляет собой основательный обзор, который должен закрепиться на верхних строках списков литературы для аспирантских программ по музееведению.

Museums on the Map, 1995–2012 / Guido Guerzoni, ed. Fondazione di Venezia in association with Umberto Allemandi. 318 с. (мягкая обложка)

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+