Новые музеи? А теперь факты…

Подробный анализ более 650 новых институций, открывшихся за последние десятилетия. Fondazione di Venezia изучил и описал всемирный бум музейного строительства: какая архитектура нужна современным художественным коллекциям?

Fondazione di Venezia, обеспеченный и активный фонд, исторические корни которого уходят в региональную банковскую систему Италии, объявил в 2010 году архитектурный конкурс на разработку кластера в центре Местре, одной из городских зон материковой Венеции. Перед конкурсантами была поставлена задача превратить в музей, посвященный экономической и социальной истории ХХ века, пространство в 9 тыс. м2, на территории которого находится в числе прочего бенедиктинский монастырь. Открытие музея, который будет называться М9, запланировано на 2017 год, а предполагаемый бюджет составляет €100 млн.

В книгу вошли обзор и несколько эссе о затронувшем весь мир буме музейного строительства. Интерес к этой теме зародился у автора в ходе планирования М9, однако, несмотря на предельную узость изначального вопроса, книга освещает ее гораздо шире. Толчком к ее написанию стала растерянность Гвидо Гверцони, менеджера по проектам М9, когда он столкнулся с отсутствием ориентировочных данных о стоимости строительства музея и связанной с этим статистики. Он хотел получить данные, которые помогли бы ему проверить заказанные фондом оценки осуществимости проекта, с учетом того факта, насколько часто выражению «расширение музея» сопутствует фраза «превышение сметы». Поэтому он собрал эти данные самостоятельно при поддержке команды исследователей; позднее они были дополнены обзором, выполненным в сотрудничестве с The Art Newspaper.

Результатом этой работы стала заслуживающая самого полного доверия книга, состоящая из двух частей. Первая представляет собой обзор результатов исследования и данные, на основе которых оно было проведено; во вторую часть вошел ряд статей, помогающих поместить этот строительный бум в более широкий контекст. Первая часть закладывает основы и расставляет четкие ориентиры, вторая — инспектирует, изящно, но менее оригинально, более знакомую территорию. Исследование под руководством Гвер­­цо­ни, выступившего в роли редактора книги, посвящено прежде всего музеям, которые попадают под таковое определение Международного совета музеев, то есть коллекционирующим институциям, — в него не вошли детские музеи, выставочные залы, арт-центры и тому подобное. Институции классифицированы по местонахождению и типу, приведены данные о заказчике, дизайнере и дате открытия, а также, по возможности, о размерах, распределении зон, затратах на квадратный метр, ежегодном числе посетителей и количестве работников.

Всякий, кто когда-либо пытался составить точное представление об этой сфере, признает ценность такой информации и масштаб услуги, которую автор оказал, собрав ее и предоставив прозрачный отчет о методологии и использованных источниках. Его анализ дает читателю возможность тщательно разобрать такие аспекты, как распределение по размерам, среднее время разработки и строительства, корреляция между стоимостью квадратного метра и степенью известности архитектора. Но не менее важно, что профессионалы и просто дотошные читатели теперь имеют доступ к данным (хоть и не в электронном виде), на основании которых они могут делать свои собственные выводы.

Анализ стоимости, из которого и выросло все исследование, бесценен. В нем учитываются ненадежность и политизированность публикуемых данных, используются различные источники и подходы, а музеи систематизированы по типу, географическому региону и так далее. Уже одно это делает покупку данной книги оправданной тратой для любого человека, имеющего какое-либо отношение к музейному строительству.

Три сопроводительные статьи, написанные Марко де Микелисом, Аароном Бетски и архитектором М9 Маттиасом Зауэрбрухом, менее подробны. В них представляется обзор и перспективы музейного строительного бума, рассматриваются противоречия в этой области и высказываются соображения относительно его экономической и экологической устойчивости. В статьях упоминается, но не подвергается подробному рассмотрению продолжающийся музейный бум в Китае и Юго-Восточной Азии, так что глобальный характер этого явления учтен не вполне. Почти во всех трех прослеживается история музея от появления в виде частных кабинетов редкостей до основания государственных музеев в XVIII–XIX веках, говорится о множественности функций и целевых задач, которые музеи приобрели во второй половине ХХ века, и о важности Музея Гуггенхайма в Бильбао.

Этот обзор будет (или, быть может, только «должен бы быть») прочитан широким кругом профессионалов. В сочетании со статьями книга представляет собой основательный обзор, который должен закрепиться на верхних строках списков литературы для аспирантских программ по музееведению.

Museums on the Map, 1995–2012 / Guido Guerzoni, ed. Fondazione di Venezia in association with Umberto Allemandi. 318 с. (мягкая обложка)

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+