18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

На обед с Караваджо и Уорхолом

Еда и искусство — две вещи настолько фундаментальные для итальянской культуры и для любого итальянца в отдельности, что выбрать, которая из них важнее, не всегда возможно. Кураторы выставки Еда в искусстве, решив избавить зрителей от мучительного выбора, собрали в экспозиции более 100 произведений художников XVII–XX веков, в которых еда — объект и восхищения, и тщательного изу­чения с точки зрения высокого искусства.

Как и ко всему, что связано у итальянцев с гастрономией, к подготовке выставки подошли со всей ответственностью: куратор Давиде Дотти постоянно консультировался с солидными международными специалистами в области питания. «Живопись всегда давала ученым массу интересных поводов для исследований, выходящих за пределы истории искусства. Например, изучая флорентийский портрет XVI–XVII веков, можно составить довольно точное представление о том, как менялась в это время флорентийская мода, — объясняет Дотти. — А наше сотрудничество со специалистами в области питания позволило проанализировать с научной точки зрения любимые художниками XVII–XVIII веков гастрономические сюжеты — продуктовые рынки, кухни, столы, уставленные разнообразными яствами. Пока мы готовили выставку, нам удалось разобраться в кулинарных традициях и гастрономических предпочтениях итальянцев в разные эпохи. И даже обнаружить продукты и блюда, полностью исчезнувшие из нашей жизни, и вкус их сегодня трудно представить».

Речь идет, например, о «казатьелло», традиционном лакомстве неаполитанцев в XVII веке: это круглый пирог из хлеба, начиненный сыром, салом, шкварками и колбасами, запеченный в дровяной печи. Рецепты «казатьелло» можно найти в некоторых старинных кулинарных книгах, а на выставке — на холсте неаполитанского художника Джузеппе Рекко, изобразившего его рядом с прошутто и разными сортами хлеба. Еще неаполитанцы любили изображать дары моря, как, например, дядя Джузеппе — Джован Баттиста Рекко, чей натюрморт с рыбами и омарами тоже включен в экспозицию. Героиней полотен неаполитанцев была и сладкая слоеная булочка «сфольятелла» с начинкой из рикотты.

Впрочем, впереди всех в гастрономической теме все же оказалась Ломбардия, где в конце XVI века появился первый в итальянском искусстве натюрморт — Блюдо с персиками Амброджо Фиджино, написанный примерно за пять лет до знаменитой Корзины с фруктами Караваджо.

Гастрономия разных областей Италии иногда даже позволяет определить происхождение того или иного полотна, считает Дотти. Так, художники из Тосканы и Эмилии чаще писали мясные изделия, сыры и разные сорта хлеба, ломбардцы — птицу и дичь, римляне — фрукты и овощи. Кроме картин старых мастеров на выставке представлены работы и художников ХХ века — и здесь состав участников интернациональный. Помимо итальянцев Пьеро Мандзони, Джорджо Де Кирико, Лучо Фонтаны, присутствуют также Рене Магритт, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Дэвид Лашапель. А завершает экспозицию эффектная инсталляция современной художницы Паолы Ниццоли, тоже, естественно, посвященная еде, — Пищевая пирамида.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+