18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

На обед с Караваджо и Уорхолом

Еда и искусство — две вещи настолько фундаментальные для итальянской культуры и для любого итальянца в отдельности, что выбрать, которая из них важнее, не всегда возможно. Кураторы выставки Еда в искусстве, решив избавить зрителей от мучительного выбора, собрали в экспозиции более 100 произведений художников XVII–XX веков, в которых еда — объект и восхищения, и тщательного изу­чения с точки зрения высокого искусства.

Как и ко всему, что связано у итальянцев с гастрономией, к подготовке выставки подошли со всей ответственностью: куратор Давиде Дотти постоянно консультировался с солидными международными специалистами в области питания. «Живопись всегда давала ученым массу интересных поводов для исследований, выходящих за пределы истории искусства. Например, изучая флорентийский портрет XVI–XVII веков, можно составить довольно точное представление о том, как менялась в это время флорентийская мода, — объясняет Дотти. — А наше сотрудничество со специалистами в области питания позволило проанализировать с научной точки зрения любимые художниками XVII–XVIII веков гастрономические сюжеты — продуктовые рынки, кухни, столы, уставленные разнообразными яствами. Пока мы готовили выставку, нам удалось разобраться в кулинарных традициях и гастрономических предпочтениях итальянцев в разные эпохи. И даже обнаружить продукты и блюда, полностью исчезнувшие из нашей жизни, и вкус их сегодня трудно представить».

Речь идет, например, о «казатьелло», традиционном лакомстве неаполитанцев в XVII веке: это круглый пирог из хлеба, начиненный сыром, салом, шкварками и колбасами, запеченный в дровяной печи. Рецепты «казатьелло» можно найти в некоторых старинных кулинарных книгах, а на выставке — на холсте неаполитанского художника Джузеппе Рекко, изобразившего его рядом с прошутто и разными сортами хлеба. Еще неаполитанцы любили изображать дары моря, как, например, дядя Джузеппе — Джован Баттиста Рекко, чей натюрморт с рыбами и омарами тоже включен в экспозицию. Героиней полотен неаполитанцев была и сладкая слоеная булочка «сфольятелла» с начинкой из рикотты.

Впрочем, впереди всех в гастрономической теме все же оказалась Ломбардия, где в конце XVI века появился первый в итальянском искусстве натюрморт — Блюдо с персиками Амброджо Фиджино, написанный примерно за пять лет до знаменитой Корзины с фруктами Караваджо.

Гастрономия разных областей Италии иногда даже позволяет определить происхождение того или иного полотна, считает Дотти. Так, художники из Тосканы и Эмилии чаще писали мясные изделия, сыры и разные сорта хлеба, ломбардцы — птицу и дичь, римляне — фрукты и овощи. Кроме картин старых мастеров на выставке представлены работы и художников ХХ века — и здесь состав участников интернациональный. Помимо итальянцев Пьеро Мандзони, Джорджо Де Кирико, Лучо Фонтаны, присутствуют также Рене Магритт, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Дэвид Лашапель. А завершает экспозицию эффектная инсталляция современной художницы Паолы Ниццоли, тоже, естественно, посвященная еде, — Пищевая пирамида.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+