Шедевр русского модерна, храм в Абрамцеве, привели в порядок на частные средства

Церковь Спаса Нерукотворного — тот самый знаменитый абрамцевский храм, построенный в 1881–1882 годах, — одно из наиболее известных архитектурных воплощений «линии русского модерна», — который стал эмблемой музейного парка, посвященного деятельности Мамонтовского художественного кружка. Думая над первоначальным проектом, Василий Поленов держал в голове храм Спаса на Нередице (церковь XII века, построенная возле Новгорода); Виктор Васнецов, продолживший разработку архитектурного решения и несколько изменивший поленовские пропорции, воплотил в нем свое увлечение кремлевскими соборами — сначала московскими, а затем ростовскими и ярославскими. Церквушка у него вышла белая, коренастая, «мужицкая, бычачья». Но при этом рафинированная, рафинадно-легкая, с печью, сделанной по эскизам Михаила Врубеля, со скульптурным рельефом Марка Антокольского, «реалистическими» иконами Ильи Репина, Виктора Васнецова, Николая Неврева, Василия Поленова. Затейливое сооружение, давным-давно ставшее хрестоматийной классикой русского модерна, окружает небольшой погост семьи Мамонтовых. Теперь церковь Спаса Нерукотворного, впервые в истории музея, приведена в порядок на средства Андрея и Елизаветы Молчановых, без привлечения каких бы то ни было бюджетных средств. Реставрационные работы начались в середине мая 2014 года, а уже к концу декабря храм начал принимать посетителей и возобновил богослужения по важным для Абрамцева датам. Гости Абрамцева знают, что реставрация в заповеднике, переходящая от объекта к объекту, ведется круглый год: наследие Мамонтовского кружка (те же самые майолики Врубеля; некоторые из них, как, например, Скамья Врубеля, хотя и защищены стеклянными колпаками, вынуждены жить под открытым небом) хрупко и нуждается в постоянном обновлении. Нынешние реставраторы воскрешают старинные полузабытые технологии, тем самым как бы продолжая абрамцевские традиции на современном этапе. В музее-заповеднике так прокомментировали завершение проекта: «В ходе прошедшей реставрации было проявлено максимально бережное отношение ко всем деталям мемориального интерьера, который полностью сохранен и дополнен выявленными в фондах музея памятниками, ранее находившимися в церкви». 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+