18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Как Рейнолдс Рембрандта переписал

№30
Материал из газеты

Английский портретист изменил картину «Сусанна и старцы» в соответствии со своими представлениями о прекрасном: небо, дворец, выражения лиц, одежды Сусанны художник решил переписать

Оказывается, принадлежащее кисти Ре­мбрандта полотно Сусанна и старцы (1647) было фактически переписано другим известным живописцем — Джошуа Рей­нолдсом, которому картина принадлежала с 1769 года вплоть до его смерти в 1792-м. Новость о том, что над одним из главных шедевров коллекции Берлинской картинной галереи серьезно поработал великий английский портретист, теоретик искусства и первый президент Королевской академии художеств, как гром среди ясного неба прозвучала на конференции в лондонской Национальной галерее.

Около 90% красочного слоя картины — дело рук Рей­нолдса, а не Рембрандта, утверждают берлинский реставратор Клаудия Ло­рен­це-­Ландсберг и куратор Ка­ти Кляйнерт. Теперь перед Берлинской картинной галереей стоит непростая задача: либо изменить имя автора на этикетке, признав вмешательство Рейнолдса, либо каким-то образом попытаться вернуть Сусанне первоначальный вид.

Рембрандт начал картину в 1635 году и дважды перерабатывал ее, завершив в 1647-м. Работа была приобретена Берлинской картинной галереей в 1883 году и считается одним из величайших шедевров художника на религиозную тематику. Недавно она была исследована с помощью рентгена и нейтронной авторадиографии, использующей пучки нейтронов для анализа красочных пигментов. Кроме того, картину тщательно сравнили с гравюрой, исполненной в 1769 году, то есть еще до вмешательства Рейнолдса. От прежней, рембрандтовской картины фактически осталась лишь композиция.

Рейнолдс переписал голубовато-серое небо, добавив темные грозовые тучи и зловещий желтый цвет. Дворец на заднем плане в левой части полотна стал ярче, часть башни была увеличена, художник также убрал многие архитектурные детали, показавшиеся ему лишними.

Фигуры двух служанок и павлина у воды в саду вообще были записаны, как и пышная растительность на скале в центре картины. Одежды Сусанны стали ярко-алыми, в результате чего пропало ощущение структурности ткани, проработанности складок; кроме того, Рейнолдс закрасил расселину в форме раковины в скале за Су­санной. Старец, стоящий справа, у Рембрандта смотрел на купающуюся женщину с вожделением — но Рейнолдс переписал и его, сделав выражение лица более нейтральным и безучастным.

Нетронутыми на картине остались отчасти лишь три главные фигуры. Рейнолдс смывал целые фрагменты, используя жидкие растворители, следы от их капель можно заметить на картине. Избавился он и от холодной палитры оригинала, затемнив краски, а затем покрыв их желтоватым лаком.

То, что все эти изменения произошли именно в то время, когда картина находилась у Рейнолдса, подтверждено результатами нейтронной авторадио­граммы, выявившей наличие сурьмы в краске: во времена Рембрандта она еще не использовалась. Ученые из Берлина считают, что Рейнолдс хотел сделать картину «более похожей на Рембрандта — в понимании XVIII века, конечно».

Вероятно, он посчитал, что у мастера было слишком мало времени на работу, поэтому и решил «завершить» незаконченное, хотя манеру письма и технику великого голландца признавал «очень искусной и точной».
Команда исследователей заключила, что переписанные части «сильно отличаются от первоначальных, тщательно и методично проработанных». Рейнолдс изменил сам облик картины, она стала выглядеть так, «будто ее окунули в молочно-зеленый соус».

Известно, что Рейнолдс частенько «восстанавливал» принадлежащие ему картины. Однако работа Рем­бранд­та находилась в отличном состоянии (написана на панели из тропического дерева, вероятно, это часть ящика, в котором привозили сахар из Южной Америки). Реставраторы пришли к выводу, что Рейнолдс просто-напросто решил «улучшить» произведение, действуя из благих побуждений. Однако главный специалист по Рембрандту Эрнст ван де Ветеринг в заключительном обзорном томе исследовательского проекта Рембрандт, опубликованном в октябре прошлого года, утверждает, что Рейнолдс никогда не вмешивался в картину, а изменения были внесены самим Рембрандтом, чтобы сделать ее «более естественной… возможно, потому что эта история в основном плод нашего с вами воображения».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+