18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Художники Восточной Европы дадут уроки свободы

Все работы выставки Грамматика свободы / пять уроков — из коллекции ARTEAST 2000+ Музея современного искусства Любляны. Коллекцию начала собирать в 1990-е его директор Зденка Бадовинац при участии российского куратора Виктора Мизиано, экс-директора Варшавского национального музея Петра Пиотровского, швейцарского куратора Харальда Зеемана и словенского критика и теоретика Игоря Забела. В это крупнейшее собрание послевоенного искусства вошли в основном произведения художников из Восточной Европы, в том числе из России: Юрия Альберта, Ильи Кабакова, Комара и Меламида, Андрея Монастырского и других. Оно уже объездило полмира, а теперь ожидается и в России, где восточноевропейское искусство, мягко говоря, знают мало.

Пять уроков — это пять арт-стратегий свободы с 1960-х до наших дней. Уроки свободы будут преподавать гранды восточноевропейского искусства: Марина Абрамович, Джета Бретеску, Ион Гри­го­ре­ску, Йиржи Кованда, Младен Сти­ли­нович, Милица Томич. Рус­ские художники также вошли в эту «образовательную программу» — работами Кабакова, Комара и Меламида.

Несмотря на то что страны Восточной Европы представлялись в СССР оазисом свободы, идеологический климат и там мало способствовал современному искусству. Там, как и в СССР, самой доступной формой коммуникации стали квартирные выставки, там же начинали и первые галереи. Ион Григореску, к примеру, устраивал в квартире перформансы, где единственным зрителем была камера (Мужское, женское, 1976), а его соратница Джета Бретеску выставляла арт-объекты, как Нет насилию!, — абстрактный образ из чего-то похожего на костыль, драпированный черной тряпкой. Йиржи Кованда, напротив, проводил акции в публичном пространстве. Но его действия были столь обыденными, что прохожие их просто не замечали.

Подобные жесты искусства 1970-х часто трактуются как политические, хотя сам Кованда утверждал, что ему тогда были важнее отношения искусства и реальности. Акции Марины Абрамович 1970-х годов тоже не всегда были политические. На выставке будет одна из ее ранних работ, где во время 6-часовой акции публике предлагалось делать с ней что угодно, используя выложенные на стол хлыст, колючие розы и заряженный пистолет.

И даже следующее поколение, куда более политически артикулированное, как словенская группа IRWIN, не всегда выступало с провокационными акциями. Их фильм Transnationala, о путешествии словенских и русских художников по США, — не только пример искусства взаимодействия, но и замечательный документ времени надежд и еще не утраченных иллюзий.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+