18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главные герои торгов в феврале, как всегда, импрессионисты и модернисты

№30
Материал из газеты

Популярность их традиционно очень высока и не обходится без очередных рекордов

Это одни из четырех больших торгов года в этом сегменте. Проходят они в Лондоне на площадках трех аукционных домов. Популярность их неизменно высока, проверена временем и музейными выставками, а ноябрьский аукцион импрессионизма Sotheby’s установил итоговый рекорд в $422,1 млн, став лучшим результатом одних торгов за почти 300-летнюю историю аукционного дома. Те торги возглавляла бронзовая Колесница Альберто Джакометти, проданная за $101 млн.

Главный топ-лот нынешнего аукциона Sotheby’s — роскошная и чувственная Одалиска в черном кресле Анри Матисса, которую сам он назвал «принцессой своих грез». Одалисок и наложниц восточного гарема воспел XIX век, Матисс же продолжил эту тему. Моделью для картины послужила принцесса Нези-Хамиде Чокат, правнучка султана Османской империи. Художник встретил ее в Ницце, куда она приехала с бабушкой после провозглашения в 1923 году Турецкой Республики и упразднения султаната. Сраженный ее красотой, Матисс выпросил у бабушки разрешение писать юную красавицу, как другой просил бы ее руки. Разрешение было получено, но сеансы в мастерской проходили в присутствии дуэньи, хотя художнику было уже за 70. Нези оставалась любимой моделью Матисса почти два года, пока не вышла замуж. В картине, написанной в январе 1942 года, есть все, за что любят художника, — цвет и орнамент, превращающие поверхность холста в пестрый ковер, плавность линий. Одалиска в черном кресле не в первый раз выходит на открытые торги: в июне 2004 года она стала топ-лотом Christie’s, нынешний владелец заплатил за нее £6,6 млн. Сегодняшняя оценка — £9–12 млн.

Торги Christie’s возглавляет Поль Сезанн. Его полотно Вид на Эстак и Виль-д’Иф впервые выходит на рынок, после того как в 1936 году его приобрел Самуэль Курто, фабрикант и меценат, владелец роскошного поместья в стиле ар-деко под Лондоном и один из основателей института истории искусств и художественной галереи. Эстак, живописную рыбацкую деревушку на берегу Марсельского залива, Сезанн облюбовал в середине 1870-х годов, фактически открыв Средиземноморье для художников, которые до этого, следуя за Моне, предпочитали Нормандию. За десять лет, пока Эстак не превратился в модный курорт, что крайне раздражало художника, он написал здесь два десятка пейзажей. Этот, исполненный в 1883–1884 годах, — один из самых импрессионистических, с вибрирующими мазками, легкий и воздушный (£8–12 млн). Также у Christie’sДве девушки Амедео Модильяни (£6–8 млн), редкий для художника двойной портрет (их известно пять, три уже хранятся в музеях), и бронзовая Венецианка V Альберто Джакометти (£6–8 млн). Серия из девяти скульптур, для которых позировала его жена Анетта, очень популярна у коллекционеров (одна есть в собрании Романа Абрамовича). Топ-лоты третьего участника, дома Bonhams — навеянный Сезанном пейзаж Хаима Сутина (£500–700 тыс.) и нежнейшая пастель Огюста Ренуара с обнаженной купальщицей (£800 тыс. — £1,2 млн). 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+