Результаты аукционов старых мастеров в Нью-Йорке

По итогам серии торгов классического искусства Sotheby’s лидирует по суммарной выручке ($57 млн), а Christie’s продал самую дорогую картину январской недели старых мастеров — портрет кисти Бронзино за $9,1 млн.

Аньоло Бронзино. Портрет мужчины с книгой. Аукцион искусства Ренессанса, Christie's, 28 января, $9,1 млн
Аньоло Бронзино. Портрет мужчины с книгой. Аукцион искусства Ренессанса, Christie's, 28 января, $9,1 млн

Основные надежды Christie’s на нью-йоркской неделе старых мастеров были связаны с распродажей собрания ренессансной и барочной скульптуры крупного американского психиатра Питера Гуггенхайма и его партнера Джона Эббота. Как и планировалось, эти торги 28 января принесли чуть более $11 млн. Последовавший за ними аукцион ренессансного искусства принес Christie’s $15,7 млн, из которых $9,1 млн выручено за мужской портрет кисти Аньоло Бронзино (эстимейт $8–12 млн). Эта сумма стала рекордной для всей недели торгов старого искусства Christie’s в Нью-Йорке.

Другие лоты не достигли отметки в $1 млн. Несколько дешевле, за $845 тыс., ушла версия «Мадонны Евхаристии», приписываемой мастерской Сандро Боттичелли, значительно превысив предварительную оценку в $400–600 тыс. Стабильный интерес вызывали произведения ранней нидерландской живописи: «Святой Иероним в кабинете» брюссельского мастера XVI века Питера Кука ван Альста Старшего ушел за $665 тыс., изображение плата святой Вероники работавшего в Брюгге в конце XV века Мастера святой Урсулы — за $509 тыс., «Богоматерь с младенцем» круга Дирка Баутса — за $365 тыс. Своих покупателей нашли и другие религиозные сюжеты художников школ Антверпена и Брюгге.

Неудачей для Christie’s стал состоявшийся в тот же день аукцион старых мастеров (часть первая), он принес всего $9,1 млн, это худший результат с 2002 года. Наиболее значимые работы из каталога — произведения Караваджо, Каналетто и Питера Брейгеля Младшего — остались непроданными. Самыми дорогими стали пейзаж голландца XVII века Саломона ван Рейсдала и «Урок игры на арфе дочери герцога Орлеанского» Жана Антуана Теодора Жируста, основателя французского неоклассицизма XVIII века; обе картины ушли за $1,4 млн каждая. Дороже $1 млн был продан и вид реки Арно «флорентийского Каналетто» Джузеппе Дзокки. Вторая часть торгов живописи и скульптуры старых мастеров Christie’s состоялась на следующий день, 29 января. Общая сумма продаж здесь составила $2,9 млн, то есть оба аукциона принесли меньше, чем ренессансные торги.

В тот же день прошел аукцион рисунков и гравюр европейских и британских художников XV–XIX веков. Лидером стал лот № 63, набросок углем Питера Пауля Рубенса, который скопировал две мужские фигуры из сцены Страшного суда Сикстинской капеллы Микеланджело. Рисунок был продан за $1,9 млн, в три раза выше предварительной оценки ($400–600 тыс.). В целом $6,5 млн, вырученные на торгах графики старых мастеров, выглядят весьма внушительно и несколько смягчают неудачи Christie’s в живописной секции.

Джон Констебл. Вид на собор Солсбери с заливных лугов. Аукцион живописи старых мастеров (часть первая), Sotheby's, 29 января, $5,2 млн
Джон Констебл. Вид на собор Солсбери с заливных лугов. Аукцион живописи старых мастеров (часть первая), Sotheby's, 29 января, $5,2 млн

Sotheby’s выступил со старыми мастерами в Нью-Йорке куда удачнее, бодро начав с суммарной выручки в $5,3 млн на аукционе графики старых мастеров 28 января. Дороже всего, за $401 тыс., был продан двусторонний рисунок Жака-Луи Давида. На следующий день состоялись главные живописные торги серии, которые принесли аукционному дому впечатляющие $57 млн. Эскизный «Вид на собор Солсбери с заливных лугов» Джона Констебла, монохромный пейзаж голландца Уильяма ван де Вельде Старшего и «Рим. Пантеон. Вид на пьяцца де ла Ротонда» кисти итальянского живописца Джованни Паоло Панини были проданы за более чем $5 млн каждый. Отдельного упоминания заслуживает картина Констебла, которая пару лет назад уже появлялась на рынке и ушла на торгах Christie’s за £3,5 тыс. (!) как произведение последователя английского пейзажиста. Новая атрибуция Sotheby’s опирается на исследования британского историка искусства, автора монографии о Джоне Констебле Энн Лайлс, которая более 25 лет была хранителем живописи в Тейт Бритен. Она полагает, что проданный на аукционе вариант является не работой последователя, а эскизом самого художника к картине, хранящейся в Тейт. Однако представители Christie’s в комментарии агентству Bloomberg отметили, что по-прежнему считают картину работой последователя Констебла. Из топ-лотов на том же аукционе Sotheby’s были проданы «райский» пейзаж Яна Брейгеля Старшего за $3,9 млн, голландский вид Саломона ван Рейсдала за $3 млн, а также ренессансное «Оплакивание Христа» венецианца Витторе Карпаччо за $2,8 млн. В тот же день Sotheby’s продолжил аукционный марафон торгами произведений Ренессанса и маньеризма, собранных итальянским арт-дилером и галеристом Фабрицио Моретти. Общая сумма продаж составила $6,4 млн, а самыми дорогими стали произведения Лоренцо Венециано (парные доски «Святая Екатерина Александрийская» и «Святой Сигизмунд Бургундский», $1,3 млн за лот) и мастерской Сандро Боттичелли («Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем», $1 млн), оба лота значительно превысили эстимейт в $600–800 тыс.

Вторая часть торгов живописи и скульптуры старых мастеров, также состоявшаяся 29 января, принесла Sotheby’s $10,2 млн, примерно половина из которых была заработана на произведениях скульптуры. Самым дорогим лотом стала терракотовая группа, созданная около 1800 года лотарингским мастером Клодионом, она ушла с молотка за $2,9 млн. Значительно превзошел ожидания организаторов уход люстры (brass chandelier) из Южных Нидерландов за $341 тыс. при эстимейте $40–60 тыс. и парных картин мастера фантазийных пейзажей с развалинами Юбера Робера за $365 тыс. при оценке $150–200 тыс.

Завершилась нью-йоркская аукционная неделя 30 января демократичными торгами искусства старых мастеров и XIX века Sotheby’s, в ходе которых было продано лотов на $2,3 млн. На аукционе были представлены относительно недорогие вещи, которые по разным причинам не дотянули до уровня основных торгов старых мастеров. Самым дорогим из проданных лотов стал хрестоматийный венецианский вид на Дворец дожей, приписываемый Бернардо Беллотто: картина ушла за $281 тыс., в четыре раза превысив нижнюю границу эстимейта ($70–90 тыс.), в то время как основная часть работ была распродана в диапазоне от $1,5 тыс. до $40 тыс.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+