Тернер, Ван Дейк, Каналетто

№29, декабрь 2014
№29
Материал из газеты

Лондонская неделя старых мастеров — одно из главных событий конца года на арт-рынке. И ими же год открывается — но теперь уже в Нью-Йорке, в последнюю неделю января

Sotheby’s. Уильям Тернер. Вид на Рим с Авентинского холма
Sotheby’s. Уильям Тернер. Вид на Рим с Авентинского холма

Лондонскую неделю с большим отрывом от конкурентов по цене и качеству возглавляет лот Sotheby’s — внушительное (больше метра в длину) полотно Уильяма Тернера Вид на Рим с Авентинского холма. С заросшей садами возвышенности открывается вид на излучину Тибра и тающий в дымке Ватикан. Картину заказал художнику его покровитель — шотландский собиратель Хью Манро. Во время приездов в Вечный город Тернер делал множество натурных этюдов, но над картиной работал в мастерской, завершив ее к 1835 году. С тех пор она лишь однажды сменила владельца, благодаря чему избежала серьезной реставрации, сохранив авторские нюансы цвета и света. После смерти Манро его коллекция со всеми Рафаэлями, Веронезе и прочими пошла с молотка, и работа Тернера попала к будущему премьер-министру Арчибальду Примроузу, как раз женившемуся на богатой наследнице Ханне Ротшильд. Вид на Рим с Авентинского холма на том аукционе 1878 года установил рекорд для художника — £6142. Нынешний рекорд принадлежит пока что второй работе из собрания Манро — картине Современный Рим. Кампо Ваччино, купленной в 2010 году за £29,7 млн Музеем Гетти. Учитывая, что больших полотен Тернера в частных руках осталось меньше десятка, эстимейт в £15–20 млн выглядит скромным, и дело, вероятно, идет к новому рекорду.

Топ-лот Christie’s — портрет кисти Антониса Ван Дейка (£2,5–3,5 млн), изображающий голландского композитора Хендрика Либерти (на род занятий указывает нотный лист в руке), вариант которого хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене. Он написан в Антверпене, после жизни Ван Дейка в Италии и незадолго до переезда в Англию, куда картина отправилась вместе с художником и украсила собрание короля Карла I. Несмотря на одутловатое лицо и непропорциональную левую руку, стиль мастера угадывается. Похоже, он взял за образец знаменитый автопортрет: композиция с колонной, те же кудри и атлас.

Торги старых мастеров почти никогда не обходятся без Каналетто. Метровый холст с площадью Сан-Марко в Венеции выставляет Sotheby’s (£5–7 млн). Работа поменьше с палаццо на Гранд-канале появится у Christie’s (£800 тыс. — £1,2 млн). У Bonhams надо выделить парные портреты Лукаса Кранаха Младшего с коленопреклоненными покровителями художника: принца Иоахима Эрнста фон Ангальта и принцессы Агнесы Гринфин фон Берби. Небольшие по размеру (22 см в высоту), они предназначались для домашнего алтаря и, возможно, были заказаны по случаю свадьбы (£60–80 тыс.).

Главная же находка Christie’s для нью-йоркской недели старых мастеров в январе — собрание ренессансной и барочной скульптуры крупного американского психиатра Питера Гуггенхайма и его партнера Джона Эббота. Предметы из этой коллекции не раз выставлялись в крупнейших музеях по обе стороны океана, включая Метрополитен, Лувр и Королевскую академию художеств в Лондоне. Топ-лоты торгов — бронза нидерландского мастера XVI века Виллема Даниельса ван Тетроде, небольшая скульптура Геркулес Помариус, лучший из четырех существующих экземпляров, и образец северного маньеризма — экорше (анатомическая модель) мужской фигуры (каждый — $1,5–2,5 млн).

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+