18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Митте: из трущоб в арт-район

№29
Материал из газеты

Один из районов Восточного Берлина после объединения Германии стал новым воплощением художественного духа города

Когда Берлинская стена пала, округ Митте выглядел так, будто Вторая мировая война только что закончилась. Люди самовольно заселяли пустующие дома, подвалы переделывали в клубы, которые через несколько месяцев закрывались. Молодежь и художники наслаждались свободой и вседозволенностью, а сам район напоминал воплощение того, что американский писатель Хаким-бей в своей книге Хаос и анархия называет «временными автономными зонами»: лихие компании поджидали прохожих за каждым углом.

В переходный для бывшей Германской Демократической Республики период в начале 1990-х Митте становится районом возможностей, вроде некоторых кварталов Нью-Йорка до их перестройки или Восточного Лондона, который облагораживался параллельно с Митте.

Поразительно, но новый берлинский мир искусства родился на темных улицах и заброшенных фабриках Митте. Когда здесь открывались первые галереи, рынка искусства как такового в Берлине еще не существовало. Многие художники вообще не задумывались о коммерческой стоимости своих работ.

Одной из первых, до падения Берлинской стены, в районе Митте появилась галерея Фридриха Лоока. По легенде, именно он первым предложил самовольно заселиться в заброшенное здание, позже ставшее известным как центр искусств Tacheles, и устраивать там выставки.

Сказать, что искусство после падения стены стало частью повседневной жизни в районе Митте было бы романтическим преувеличением, просто в те дни на создание художественных объектов уходило много времени и сил. Дизайнерские работы рождались в гаражах и квартирах, многие ходили по свалкам и собирали вещи, которые переделывали в экстравагантную мебель или предметы интерьера.

Такие художники, как Даниэль Флумм, весьма изобретательно вписывали свое искусство в определенное место и социальную ситуацию. Флумм начал воссоздавать логотипы транснациональных корпораций на своем компьютере. Он делал короткие видеоклипы, которые показывал в своей студии на первом этаже самовольно заселенного здания на Мауэрштрассе. Так образовался маленький клуб Elektro (название досталось в наследство вместе со старой вывеской), вечеринки с диджеями здесь проходили с четверга по воскресенье. Товарищи Флумма по Elektro Music Department записывали саундтреки к его видео, которые также проигрывались в более классических для современного искусства интерьерах в стиле «белого куба» галереи Neu. Арт-сообщество в Митте было неразрывно связанно с музыкой, техно и хаусом, ни одна выставка не обходилась без диджея.

Как и клубы Митте, некоторые галереи вели кочевой образ жизни из-за проблем с недвижимостью. Например, галерея Allgirls, основанная в 1992 году группой девушек. Это была знаменитая «солнечная сторона концепт-арта», по выражению искусствоведа Харальда Фрике; так, на одной из выставок появились набранные шрифтом Брайля тексты порнографического содержания, созданные Стефаном Зиелом. В то же время Eigen + Art gallery Джуди Либке, которая сегодня представляет таких звезд, как Нео Раух, по-прежнему находится в том же здании на Аугустштрассе, где обосновалась еще в 1992 году сразу после нашумевшего проекта Клауса Бизенбаха 37 комнат, в рамках которого художники, в том числе Йоко Оно и Феликс Гонсалес-Торрес, выставляли свои работы на чердаках, в школах и публичных туалетах по всей Аугустштрассе.

Бизенбах стал одним из тех, благодаря кому Берлин вновь вернулся на международную арт-сцену и крупные кельнские галереи одна за другой начали открывать филиалы в Митте. Лишь в конце 2000-х годов массовые переезды прекратились: на рынке недвижимости этот район стал одним из самых дорогих и престижных в столице. Количество галерей в Берлине к тому времени увеличилось с нескольких десятков до нескольких сотен, и многие стали перебираться в западную часть города.

Недавно, правда, прошла волна возвращений. Галерея Neu, появившаяся в 1994 году на Аугустштрассе, через один квартал на восток от Института современного искусства Kunstwerke, этой весной вновь открылась на той же улице, в здании старой котельной. Но вот один из главных символов прежнего Митте, Tacheles, уже никогда не вернется. Само здание и огромная площадка, его окружавшая, были проданы инвестору. Скоро здесь появится очередной торговый центр.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+