Митте: из трущоб в арт-район

№29, декабрь 2014
№29
Материал из газеты

Один из районов Восточного Берлина после объединения Германии стал новым воплощением художественного духа города

На месте одного из главных символов прежнего Митте, Tacheles, скоро появится торговый центр
На месте одного из главных символов прежнего Митте, Tacheles, скоро появится торговый центр

Когда Берлинская стена пала, округ Митте выглядел так, будто Вторая мировая война только что закончилась. Люди самовольно заселяли пустующие дома, подвалы переделывали в клубы, которые через несколько месяцев закрывались. Молодежь и художники наслаждались свободой и вседозволенностью, а сам район напоминал воплощение того, что американский писатель Хаким-бей в своей книге Хаос и анархия называет «временными автономными зонами»: лихие компании поджидали прохожих за каждым углом.

В переходный для бывшей Германской Демократической Республики период в начале 1990-х Митте становится районом возможностей, вроде некоторых кварталов Нью-Йорка до их перестройки или Восточного Лондона, который облагораживался параллельно с Митте.

Поразительно, но новый берлинский мир искусства родился на темных улицах и заброшенных фабриках Митте. Когда здесь открывались первые галереи, рынка искусства как такового в Берлине еще не существовало. Многие художники вообще не задумывались о коммерческой стоимости своих работ.

Одной из первых, до падения Берлинской стены, в районе Митте появилась галерея Фридриха Лоока. По легенде, именно он первым предложил самовольно заселиться в заброшенное здание, позже ставшее известным как центр искусств Tacheles, и устраивать там выставки.

Сказать, что искусство после падения стены стало частью повседневной жизни в районе Митте было бы романтическим преувеличением, просто в те дни на создание художественных объектов уходило много времени и сил. Дизайнерские работы рождались в гаражах и квартирах, многие ходили по свалкам и собирали вещи, которые переделывали в экстравагантную мебель или предметы интерьера.

Такие художники, как Даниэль Флумм, весьма изобретательно вписывали свое искусство в определенное место и социальную ситуацию. Флумм начал воссоздавать логотипы транснациональных корпораций на своем компьютере. Он делал короткие видеоклипы, которые показывал в своей студии на первом этаже самовольно заселенного здания на Мауэрштрассе. Так образовался маленький клуб Elektro (название досталось в наследство вместе со старой вывеской), вечеринки с диджеями здесь проходили с четверга по воскресенье. Товарищи Флумма по Elektro Music Department записывали саундтреки к его видео, которые также проигрывались в более классических для современного искусства интерьерах в стиле «белого куба» галереи Neu. Арт-сообщество в Митте было неразрывно связанно с музыкой, техно и хаусом, ни одна выставка не обходилась без диджея.

Как и клубы Митте, некоторые галереи вели кочевой образ жизни из-за проблем с недвижимостью. Например, галерея Allgirls, основанная в 1992 году группой девушек. Это была знаменитая «солнечная сторона концепт-арта», по выражению искусствоведа Харальда Фрике; так, на одной из выставок появились набранные шрифтом Брайля тексты порнографического содержания, созданные Стефаном Зиелом. В то же время Eigen + Art gallery Джуди Либке, которая сегодня представляет таких звезд, как Нео Раух, по-прежнему находится в том же здании на Аугустштрассе, где обосновалась еще в 1992 году сразу после нашумевшего проекта Клауса Бизенбаха 37 комнат, в рамках которого художники, в том числе Йоко Оно и Феликс Гонсалес-Торрес, выставляли свои работы на чердаках, в школах и публичных туалетах по всей Аугустштрассе.

Бизенбах стал одним из тех, благодаря кому Берлин вновь вернулся на международную арт-сцену и крупные кельнские галереи одна за другой начали открывать филиалы в Митте. Лишь в конце 2000-х годов массовые переезды прекратились: на рынке недвижимости этот район стал одним из самых дорогих и престижных в столице. Количество галерей в Берлине к тому времени увеличилось с нескольких десятков до нескольких сотен, и многие стали перебираться в западную часть города.

Недавно, правда, прошла волна возвращений. Галерея Neu, появившаяся в 1994 году на Аугустштрассе, через один квартал на восток от Института современного искусства Kunstwerke, этой весной вновь открылась на той же улице, в здании старой котельной. Но вот один из главных символов прежнего Митте, Tacheles, уже никогда не вернется. Само здание и огромная площадка, его окружавшая, были проданы инвестору. Скоро здесь появится очередной торговый центр.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+