Да будет свет: средневековая европейская миниатюра

№29, декабрь 2014
№29
Материал из газеты

Сборник статей ведущих медиевистов

Аллегория из английской псалтири XIII в.
Аллегория из английской псалтири XIII в.

В нашу эпоху стремительного развития информационных технологий и непрестанно раздающихся заявлений о том, что книга устарела, иллюминированные рукописи не перестают привлекать внимание ученых и публики. Выставки, оцифровка и каталогизация, научные исследования и популярные публикации свидетельствуют о росте интереса к иллюминированным рукописям как к физическим артефактам, к тщательно составленным собраниям изображений и иллюстрированных текстов и к мультимедийным средствам коммуникации. Manuscripta Illuminata: Approaches to Understanding Medieval & Renaissance Illuminated Manuscripts (Manuscripta Illuminata: Вопросы понимания средневековых и ренессансных иллюминированных рукописей) — это увлекательная новинка в сфере изучения рукописных книг и их места в художественной, религиозной и интеллектуальной жизни Средневековья и раннего Нового времени.

В Manuscripta Illuminata вошел ряд докладов, которые были представлены на одноименной конференции в Принстонском университете в октябре 2013 года, устроенной в связи с недавней публикацией каталога западноевропейских манускриптов из коллекции университетской библиотеки. Как отмечает в предисловии Колум Хурихан, бывший заведующий принстонским «Индексом христианского искусства», задачей как конференции, так и данного сборника, было «углубить… понимание средневековой рукописи», используя материалы принстонской коллекции. В статьях сборника Manuscripta Illuminata представлены различные методы работы с материалом.

В ряде статей рассмотрена тема заказов на изготовление, обмена, дарения и коллекционирования книг на примере судеб религиозных и светских рукописей, принадлежавших или создававшихся для влиятельных, политически ангажированных духовных лиц эпохи Оттонидов, правителей, дам и епископов Висконти, членов королевских семей, законников, клира, торговцев — женщин, мужчин и семей практически всех регионов Западной Европы.

Среди других поднятых в сборнике тем — авторство и иллюстрационная «комплектация» популярных в различных читательских кругах текстов, пересечения между общественной, литургической молитвой и частным почитанием в религиозных практиках Средневековья и раннего Нового времени, текстуальное и художественное изображение смерти и поминовения, выбор изображений как индикатор политических, религиозных, общественных и исторических обстоятельств их создания, темпоральность образов, иллюстрированный молитвенник как документ о родственных связах и родословной, пространство для демонстрации модных художественных техник, семейный альбом и средство религиозной коммуникации, которое может обновляться и персонализироваться.

Одно из достоинств Manuscripta Illuminata — то, что она позволяет ближе познакомиться с богатым западноевропейским материалом, находящимся в собственности Принстонского университета. Остается только восхищаться олицетворением настраивающей свою лютню Музыки на миланской миниатюре Светония начала XV века из собрания Кейна и крохотными страничками французского Часослова из Шамбли начала XIV века с его миниатюрами размером с почтовую марку. Читатель оценит актуальное прочтение, которое Сандлер дает изображению самоубийства рыцаря из английской псалтири начала XIV века, и проведенное Муди пикантное сравнение рукописей, иллюминированных гризайлью и полугризайлью (среди которых и находящийся в коллекции Принстонского университета брюггский молитвенник конца XV века), с «искусственно потертыми джинсами».

Во многих статьях этого сборника дана базовая информация из области некоторых фундаментальных методик изучения рукописей, в том числе датировки и локализации, а также кодикологического, стилистического, формального, иконографического и текстуально-образного анализа. В одной из работ говорится о том, каким образом техническая история искусств может помочь лучше понять рабочие приемы и принципы сотрудничества художников. Среди важных для современного исследователя фактов, затронутых в другой работе, например, тот, что в некоторых случаях произведения из средневековых коллекций, имеющие величайшее значение для ученых нашего времени, были «не особо важны» своим обладателям. Несколько статей заслуживают похвалы за особое внимание, уделенное изобретательности и умелости художников и рисовальщиков.

Богато проиллюстрированный в (почти) полном цвете, сборник Manuscripta Illuminata служит еще одним свидетельством того, что изучение рукописей не теряет актуальности и продолжает оставаться в центре культурной истории. 

Manuscripta Illuminata: Approaches to Understanding Medieval & Renaissance Illuminated Manuscripts / Colum Hourihane, ed. The Index of Christian Art in association with Penn State University Press. 286 стр. $35 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+