18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последний маньерист Священной Римской империи

№29
Материал из газеты

Бартоломеус Шпрангер наконец дождался большой ретроспективы

После выставок, посвященных Гансу фон Аахену (Ахен, 2010) и Арчимбольдо (Вена, Париж, 2008; Вашингтон, 2010), пришел наконец черед и ретроспективы, первой такого размаха, придворного художника императора Священной Римской империи Рудольфа II. Считается, что уроженец Антверпена Бартоломеус Шпрангер (1546–1611), представитель позднего маньеризма, довел стиль этого направления в искусстве XVI века с его взвинченными линиями, спиралевидной композицией, вытянутостью фигур, соединением спиритуализма и эротизма до гипертрофированных форм.

Приехав в Прагу в 1581 году, Шпрангер очень скоро приобрел известность в Центральной и Северной Европе. Узнаваемый стиль Шпрангера быстро распространился в этом регионе благодаря множеству гравюр с копиями его произведений и несомненно повлиял на молодых нидерландских художников, в том числе на Хендрика Гольциуса и Абрахама Блумерта.

В экспозиции — 40 рисунков и 27 картин, рассказывающих о до сих пор малоизученных годах формирования художника в Парме, Милане и Риме. Там, под влиянием итальянских маньеристов Пармиджанино и Цуккари, он принимает их манеру — в большей степени, чем другие приезжавшие туда нидерландские художники.

Как и у всех маньеристов, звезда Шпрангера закатилась в начале XVII века. О нем забыли, а если и вспоминали, то только для того, чтобы поругать за «тяжеловесность, грубость и деформацию форм», по словам британского критика середины XIX столетия. Лишь в ХХ веке Шпрангер занял заслуженное им место в истории искусства.

Поскольку почти все картины и рисунки Шпрангера хранятся в музеях Германии и стран Восточной Европы (в Метрополитен-музее в Нью-Йорке только три рисунка), то эта выставка не состоялась бы без заимствований из Музея истории искусств в Вене, которому принадлежит самая большая коллекция живописных работ художника. Музей предоставил шесть из них, включая такие известные произведения, как Геракл и Омфала (ок. 1585) и Юпитер и Антиопа (1595–1597). Альбертина, в свою очередь, выдала шесть рисунков, а Старая пинакотека в Мюнхене прислала четыре картины, включая Святого Луку, рисующего Мадонну (1582), одну из немногих для Шпрангера картин на религиозный сюжет. Среди других произведений на выставке надо отметить, в частности, Венеру и Адониса (1585) из амстердамского Рейксмузеума и раннее Мистическое обручение св. Екатерины из частной лондонской коллекции. 

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+