Последний маньерист Священной Римской империи

№29, декабрь 2014
№29
Материал из газеты

Бартоломеус Шпрангер наконец дождался большой ретроспективы

После выставок, посвященных Гансу фон Аахену (Ахен, 2010) и Арчимбольдо (Вена, Париж, 2008; Вашингтон, 2010), пришел наконец черед и ретроспективы, первой такого размаха, придворного художника императора Священной Римской империи Рудольфа II. Считается, что уроженец Антверпена Бартоломеус Шпрангер (1546–1611), представитель позднего маньеризма, довел стиль этого направления в искусстве XVI века с его взвинченными линиями, спиралевидной композицией, вытянутостью фигур, соединением спиритуализма и эротизма до гипертрофированных форм.

Приехав в Прагу в 1581 году, Шпрангер очень скоро приобрел известность в Центральной и Северной Европе. Узнаваемый стиль Шпрангера быстро распространился в этом регионе благодаря множеству гравюр с копиями его произведений и несомненно повлиял на молодых нидерландских художников, в том числе на Хендрика Гольциуса и Абрахама Блумерта.

В экспозиции — 40 рисунков и 27 картин, рассказывающих о до сих пор малоизученных годах формирования художника в Парме, Милане и Риме. Там, под влиянием итальянских маньеристов Пармиджанино и Цуккари, он принимает их манеру — в большей степени, чем другие приезжавшие туда нидерландские художники.

Как и у всех маньеристов, звезда Шпрангера закатилась в начале XVII века. О нем забыли, а если и вспоминали, то только для того, чтобы поругать за «тяжеловесность, грубость и деформацию форм», по словам британского критика середины XIX столетия. Лишь в ХХ веке Шпрангер занял заслуженное им место в истории искусства.

Поскольку почти все картины и рисунки Шпрангера хранятся в музеях Германии и стран Восточной Европы (в Метрополитен-музее в Нью-Йорке только три рисунка), то эта выставка не состоялась бы без заимствований из Музея истории искусств в Вене, которому принадлежит самая большая коллекция живописных работ художника. Музей предоставил шесть из них, включая такие известные произведения, как Геракл и Омфала (ок. 1585) и Юпитер и Антиопа (1595–1597). Альбертина, в свою очередь, выдала шесть рисунков, а Старая пинакотека в Мюнхене прислала четыре картины, включая Святого Луку, рисующего Мадонну (1582), одну из немногих для Шпрангера картин на религиозный сюжет. Среди других произведений на выставке надо отметить, в частности, Венеру и Адониса (1585) из амстердамского Рейксмузеума и раннее Мистическое обручение св. Екатерины из частной лондонской коллекции. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+