Марике ван Вармердам в поисках утраченного времени

№29, декабрь 2014
№29
Материал из газеты

Видеоарт в Эрмитаже. Показ начали с голландской художницы

Проект «Эрмитаж 20/21» накануне 250-летия музея запускает в залах-трансформерах Главного штаба серию выставок видеоарта. Начали показ в рамках VI Международного фестиваля искусств Дягилев P.S. c Марике ван Вармердам — голландской художницы, которая работает не только с видеокамерой, но и в живописи, скульптуре и инсталляции. В 1995 году она участвовала в 46-й Венецианской биеннале и с тех пор входит в международную обойму художников, которых приглашают в Кассель, Сидней и так далее, а также приобретают престижные музеи, такие как парижский Центр Помпиду и Стеделейк в Амстердаме. Так что Вармердам идеально подходит для показа под эрмитажной крышей. Но есть еще одна особенность: искусство художницы близко Дмитрию Озеркову, куратору выставки, заведующему отделом современного искусства Эрмитажа. Вармердам минималистична, она фиксирует простые ситуации, заставляя зрителя вглядываться в ее видео, когда главным сюжетом становится ощущение времени. Это музейный ответ на поток визуальной информации, который затопил зрителя в обыденной жизни. Выставка Время идет состоит из четырех видео: Ветер; Пара; Свет; Вдали, которые сняты в 2010 году и объединены в сериал Жизнь.

В видео Пара и Вдали камера наблюдает за пожилой парой, медитативно созерцающей пруд. С помощью смены ракурса художница как бы перемещает зрителя в поисках лучшей картинки. Чтобы в итоге он почувствовал: все движения излишни. Во втором видео фокус объектива постепенно смещается с запотевшего окна на персонажей, которые находятся за ним. Процесс «проявления» становится поиском коммуникации, возможно, актом узнавания этих людей.
Ветер гонит осенние листья, пластиковые обертки и «случайно» попавшее в камеру птичье перо. И все это на фоне индустриального пейзажа. Интерпретации за зрителем. В Свете рука Вармердам перебирает пластины жалюзи как струны арфы. Только вместо звука происходит игра с солнечным светом.

Чтобы зритель не испытал фрустрации от неумолимого бега времени, проект дополнен подушками с принтами, показывающими взмах руки, а также 12 большими шерстяными одеялами с изображениями циферблатов. На них время остановилось. Часть рисунков выполнена художницей вместе с пенсионерами в ходе арт-терапевтического эксперимента. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+