Итоги-2014. Битва фасадов ВДНХ

Стоит ли модернизм 1960-х на ВДНХ приносить в жертву сталинскому ампиру?
Стоит ли модернизм 1960-х на ВДНХ приносить в жертву сталинскому ампиру?

Приведение в порядок территории Выставки достижений народного хозяйства, реставрация павильонов и фонтанов, обнаружение во время работ по благоустройству в Центральном павильоне гигантского горельефа Евгения Вучетича — все это стало чуть ли не главным информационным поводом для обсуждения вопросов реставрации архитектуры. The Art Newspaper Russia уже писала об этом на своих страницах. В частности, высказался по поводу открытия исторических фасадов Андрей Баталов, заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля и один из крупнейших отечественных историков архитектуры. Призывая в каждой ситуации действовать индивидуально, Баталов тем не менее посчитал преимущество рукотворных первых фасадов перед более поздними стеклобетонными очевидным. Но он же говорил об исключительно научном подходе к реставрации. А как раз в этом возникают сомнения.


Рустам РахматуллинКультуролог, координатор общественного движения «Архнадзор»
Рустам РахматуллинКультуролог, координатор общественного движения «Архнадзор»

Надо понимать, что вопросы, сносить или не сносить модернистские фасады старых павильонов и как подходить к реставрации ВДНХ, изначально вообще не стояли, никто ничего подобного заранее не обсуждал. Это решение принималось так же, как и решение по расширению пешеходных территорий в центре Москвы, реконструкции Хитровской площади и так далее. По поводу всех подобных событий, которых много было в этом году, можно сказать одно: «ЖКХ рулит». Впереди стоит не Мосгорнаследие и не Москомархитектура, а господин Бирюков (заместитель мэра Москвы, ведающий в правительстве Москвы вопросами жилищно-коммунального хозяйства и благо­устройства. — TANR). Это ремонтные, а не реставрационные технологии, исполнители, подрядчики, сроки… Совершенно очевидно, что уполномоченные органы за господином Бирюковым не поспевают и что у него есть карт-бланш. Это самый печальный итог, он касается и ВДНХ.

По поводу модернистских фасадов павильонов. Это неподготовленное решение. То, что Мосгорнаследие не сразу ответило на запрос «Архнадзора», свидетельствует о волюнтаризме. В конце концов Департамент культурного наследия ответил, что фасады аккуратно демонтируются и эти работы — часть планового реставрационного исследования, что только доказывает нашу правоту. Ответить сразу или онлайн чиновники не смогли, поэтому, я думаю, этот ответ и был придуман задним числом.

Еще один итог — перечень памятников на территории ВДНХ остался прежним. Заявка «Архнадзора» о признании подлежащими охране, причем на федеральном уровне, 70 объектов лежит без движения.

Конечно, совершенно бесконтрольно на территории выстроен океанариум. Ни от кого мы не смогли пока добиться проектной документации и согласований по нему. Это возмутительный пример! Поэтому общее впечатление от происходящего на ВДНХ печальное. Есть внешний лоск, пыль в глаза, но все это очень далеко от реставрации. И к сожалению, эта тенденция распространяется на всю Москву.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+