18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Главный штаб между лабиринтом и анфиладой

В конце 2011 года первым для публики открылся пятый двор реконструированного Главного штаба, в июне 2014-го с началом Европейской биеннале современного искусства Manifesta зрители почти полностью смогли увидеть новое музейное здание, в дни празднования 250-летия Эрмитажа постоянная экспозиция и временные выставки заняли все отведенные помещения, и наконец 17 декабря была представлена книга «Эрмитаж. XXI век. Новый музей в Главном штабе», вышедшая в именитом издательстве Thames & Hudson.

В презентации 200-страничного богато иллюстрированного альбома, который выпущен в двух версиях, на русском и английском языках, приняли участие директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и архитекторы Олег и Никита Явейны. Имя Олега Явейна значится первым на титульном листе, но, помимо него, издание включает тексты историка архитектуры Дмитрия Швидковского (совместно с Юлией Ревзиной), специалиста по архитектуре Центральной и Восточной Европы Ханса Ибелингса, а также архитектурного критика и куратора Венецианской архитектурной биеннале 2008 года Аарона Бетски, выдающегося архитектора современности Рема Колхаса, и, конечно же, все они предваряются статьей Михаила Пиотровского. Необходимо отметить, что перед нами первая изданная в Европе книга, которая полностью посвящена современной постройке, реализованной в России.

Братья Явейн и архитектурное бюро «Студия 44» создали в здании Карло Росси третью анфиладу, использовав для этого пять больших дворов и нанизав на новую ось внутренние служебные корпуса. Текст Олега Явейна, руководителя проекта реставрации и приспособления исторического здания, поясняющий многочисленные иллюстрации, начиная с отмывок Карло Росси и заканчивая рендерами «Студии 44», носит название «Между лабиринтом и анфиладой». Выступая на презентации, Олег Явейн повторил мысль, высказанную и в статье Дмитрия Швидковского: Венецианская хартия, положения которой являются нерушимым законом для любого архитектора, строящего или реконструирующего здания в исторической среде, может противоречить сама себе, например сводя роль конструкций в здании эпохи классицизма к декоративным элементам, как вышло со сводами и перекрытиями в Главном штабе.

На приведенных в книге планах явственно видно, как на сперва кажущийся орнаментом россиевский план накладывается современная сетка и образуется точка схождения, из хаоса вычленяется строгая структура. Однако то, что очевидно на плане, никак не воспринимается взглядом отдельного зрителя, оказавшегося в этом здании, при уменьшении до масштаба отдельного человека и его горизонта вся геометрия попросту исчезает.

Книга вышла совсем недавно и включает самые последние фотографии, сделанные на музейной экспозиции. Именно они показывают, как реальная повседневная жизнь музея сама корректирует нарисованную архитекторами идеальную гармонию, затушевывает четкую архитектурную графику. Фотографии залов, сделанные во время биеннале Manifesta, призваны показать, как способна трансформироваться постройка под требования современного искусства. Легко вспомнить, что заполнившая большой третий двор инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез», которая изображала разрушенный дом, стала, по мнению многих, единственно верным способом решения этого пространства, хотя и была сделана художником из временных материалов. В этом смысле удачно, что презентация книги прошла там, где присутствовавшие смогли сравнить, насколько эмпирическое отличаются от задуманного.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+