18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Главный штаб между лабиринтом и анфиладой

В конце 2011 года первым для публики открылся пятый двор реконструированного Главного штаба, в июне 2014-го с началом Европейской биеннале современного искусства Manifesta зрители почти полностью смогли увидеть новое музейное здание, в дни празднования 250-летия Эрмитажа постоянная экспозиция и временные выставки заняли все отведенные помещения, и наконец 17 декабря была представлена книга «Эрмитаж. XXI век. Новый музей в Главном штабе», вышедшая в именитом издательстве Thames & Hudson.

В презентации 200-страничного богато иллюстрированного альбома, который выпущен в двух версиях, на русском и английском языках, приняли участие директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и архитекторы Олег и Никита Явейны. Имя Олега Явейна значится первым на титульном листе, но, помимо него, издание включает тексты историка архитектуры Дмитрия Швидковского (совместно с Юлией Ревзиной), специалиста по архитектуре Центральной и Восточной Европы Ханса Ибелингса, а также архитектурного критика и куратора Венецианской архитектурной биеннале 2008 года Аарона Бетски, выдающегося архитектора современности Рема Колхаса, и, конечно же, все они предваряются статьей Михаила Пиотровского. Необходимо отметить, что перед нами первая изданная в Европе книга, которая полностью посвящена современной постройке, реализованной в России.

Братья Явейн и архитектурное бюро «Студия 44» создали в здании Карло Росси третью анфиладу, использовав для этого пять больших дворов и нанизав на новую ось внутренние служебные корпуса. Текст Олега Явейна, руководителя проекта реставрации и приспособления исторического здания, поясняющий многочисленные иллюстрации, начиная с отмывок Карло Росси и заканчивая рендерами «Студии 44», носит название «Между лабиринтом и анфиладой». Выступая на презентации, Олег Явейн повторил мысль, высказанную и в статье Дмитрия Швидковского: Венецианская хартия, положения которой являются нерушимым законом для любого архитектора, строящего или реконструирующего здания в исторической среде, может противоречить сама себе, например сводя роль конструкций в здании эпохи классицизма к декоративным элементам, как вышло со сводами и перекрытиями в Главном штабе.

На приведенных в книге планах явственно видно, как на сперва кажущийся орнаментом россиевский план накладывается современная сетка и образуется точка схождения, из хаоса вычленяется строгая структура. Однако то, что очевидно на плане, никак не воспринимается взглядом отдельного зрителя, оказавшегося в этом здании, при уменьшении до масштаба отдельного человека и его горизонта вся геометрия попросту исчезает.

Книга вышла совсем недавно и включает самые последние фотографии, сделанные на музейной экспозиции. Именно они показывают, как реальная повседневная жизнь музея сама корректирует нарисованную архитекторами идеальную гармонию, затушевывает четкую архитектурную графику. Фотографии залов, сделанные во время биеннале Manifesta, призваны показать, как способна трансформироваться постройка под требования современного искусства. Легко вспомнить, что заполнившая большой третий двор инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез», которая изображала разрушенный дом, стала, по мнению многих, единственно верным способом решения этого пространства, хотя и была сделана художником из временных материалов. В этом смысле удачно, что презентация книги прошла там, где присутствовавшие смогли сравнить, насколько эмпирическое отличаются от задуманного.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+