Владимир Путин подарил Эрмитажу самое дорогое яйцо Фаберже

Яйцо-часы Ротшильдов работы мастерской Карла Фаберже, подаренное президентом Владимиром Путиным Эрмитажу на торжественном приеме, посвященном 250-летию музея, стало самым обсуждаемым музейным подарком последнего времени. И хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос журналистов о дарителе уклончиво ответил: «Это меценаты передали в дар для Эрмитажа», предыдущий владелец ювелирного шедевра хорошо известен. Это бизнесмен Александр Иванов, коллекционер, основавший в 2009 году Музей Фаберже в Баден-Бадене. Однако и он сам в интервью МК отказался обсуждать свою роль: «Яйцо подарено России, других комментариев нет».

Справка

Самые дорогие яйца Фаберже, проданные на аукционах

Около $24 млн. «Коронация» 1897 года. Подарено Николаем II супруге императрице Александре Федоровне. Входило в собрание Малколма Форбса, которое было куплено Виктором Вексельбергом в 2004 году при содействии аукциона Sotheby’s за сумму около 100 млн.

$18,5 млн. «Ротшильдовское яйцо» 1902 года. Заказано баронессой Эфрусси и подарено ею брату Эдуарду Ротшильду в честь его помолвки. Приобретено Александром Ивановым на аукционе Christie’s в 2007 году за $18,5 млн.

$9,5 млн. «Зимнее яйцо» 1913 года. Сделано по заказу Николая II в подарок матери императрице Марии Федоровне. Куплено эмиром Катара Хамадом бин Халифа аль-Тани на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 2002 году. В изготовлении это было самое дорогое императорское яйцо: за него уплатили 24,6 тыс. руб.

$3,14 млн. «Сосновая шишка», 1900 года. Одно из «яиц Кельха», которые российский предприниматель Александр Кельх заказывал у Фаберже для своей жены Варвары. Куплено на аукционе Christie’s в 1989 году Джоанной Крок, вдовой создателя корпорации McDonald’s Рэя Крока. В 1997 году яйцо «Сосновая шишка» снова выставлялось на торги Christie’s в Нью-Йорке, но не было продано, поскольку за него не предлагали больше $2,8 млн при эстимейте $3,5–4,5 млн.

Еще…

Яйцо, приобретенное им на аукционе Christie’s в 2007 году за $18,5 млн, могло и не дойти до Эрмитажа: в 2013 году Иванов объявил о разводе и о том, что часть коллекции перейдет к его бывшей жене. Однако в списке самых значительных предметов, покидающих коллекцию, «Ротшильдовского яйца» не было. Бизнесмен обещал восстановить состав собрания и активно покупал произведения Фаберже на русских торгах 2013 года в Лондоне. Надо отметить, что сам коллекционер был сторонником создания в России «объединенного музея Фаберже», который он предлагал устроить на основе эрмитажного собрания. «Музей можно было бы открыть на площадке Эрмитажа, — сказал Александр Иванов TANR, — рядом с собранным из музеев костяком в 200–300 произведений можно было бы отдельно выставить коллекцию Вексельберга и часть собрания нашего Музея Фаберже в Баден-Бадене. Но для этого у государства нет желания, а музейщики вряд ли договорятся между собой». Действительно, едва ли можно всерьез ожидать объединения коллекции Виктора Вексельберга, основу которой составляет бывшее собрание императорских пасхальных яиц Малколма Форбса и которая сегодня действует как публичный музей во дворце Нарышкиных — Шуваловых в Санкт-Петербурге, и эрмитажной или какой-либо другой коллекции. Однако президентский подарок может оказаться намеком на то, где на самом деле место главной коллекции произведений русского ювелирного искусства уровня Фаберже.

Из известных 71 яйца до наших дней, по большинству оценок, дошло 62. Подавляющее большинство из них хранится в государственных и частных музеях. Императорских яиц известно 54: сохранилось 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными (впрочем, есть еще минимальный шанс, что они найдутся, — как раз «Ротшильдовское яйцо» долго считалось утерянным).

Сегодня также стало известно о том, что британские налоговые полицейские 1 декабря при поддержке немецких коллег провели операцию в музее Александра Иванова в Баден-Бадене. Британские налоговики обвиняют бизнесмена в уходе от налога на добавленную стоимость в размере около £70 тыс. с предметов, приобретенных им на аукционах Великобритании для своего музея. Директор Музея Фаберже Сергей Автоношкин подобные обвинения отвергает, утверждая, что правоохранители во время обыска не нашли ничего компрометирующего.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+