Владимир Путин подарил Эрмитажу самое дорогое яйцо Фаберже

Яйцо-часы Ротшильдов работы мастерской Карла Фаберже, подаренное президентом Владимиром Путиным Эрмитажу на торжественном приеме, посвященном 250-летию музея, стало самым обсуждаемым музейным подарком последнего времени. И хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос журналистов о дарителе уклончиво ответил: «Это меценаты передали в дар для Эрмитажа», предыдущий владелец ювелирного шедевра хорошо известен. Это бизнесмен Александр Иванов, коллекционер, основавший в 2009 году Музей Фаберже в Баден-Бадене. Однако и он сам в интервью МК отказался обсуждать свою роль: «Яйцо подарено России, других комментариев нет».

Справка

Самые дорогие яйца Фаберже, проданные на аукционах

Около $24 млн. «Коронация» 1897 года. Подарено Николаем II супруге императрице Александре Федоровне. Входило в собрание Малколма Форбса, которое было куплено Виктором Вексельбергом в 2004 году при содействии аукциона Sotheby’s за сумму около 100 млн.

$18,5 млн. «Ротшильдовское яйцо» 1902 года. Заказано баронессой Эфрусси и подарено ею брату Эдуарду Ротшильду в честь его помолвки. Приобретено Александром Ивановым на аукционе Christie’s в 2007 году за $18,5 млн.

$9,5 млн. «Зимнее яйцо» 1913 года. Сделано по заказу Николая II в подарок матери императрице Марии Федоровне. Куплено эмиром Катара Хамадом бин Халифа аль-Тани на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 2002 году. В изготовлении это было самое дорогое императорское яйцо: за него уплатили 24,6 тыс. руб.

$3,14 млн. «Сосновая шишка», 1900 года. Одно из «яиц Кельха», которые российский предприниматель Александр Кельх заказывал у Фаберже для своей жены Варвары. Куплено на аукционе Christie’s в 1989 году Джоанной Крок, вдовой создателя корпорации McDonald’s Рэя Крока. В 1997 году яйцо «Сосновая шишка» снова выставлялось на торги Christie’s в Нью-Йорке, но не было продано, поскольку за него не предлагали больше $2,8 млн при эстимейте $3,5–4,5 млн.

Еще…

Яйцо, приобретенное им на аукционе Christie’s в 2007 году за $18,5 млн, могло и не дойти до Эрмитажа: в 2013 году Иванов объявил о разводе и о том, что часть коллекции перейдет к его бывшей жене. Однако в списке самых значительных предметов, покидающих коллекцию, «Ротшильдовского яйца» не было. Бизнесмен обещал восстановить состав собрания и активно покупал произведения Фаберже на русских торгах 2013 года в Лондоне. Надо отметить, что сам коллекционер был сторонником создания в России «объединенного музея Фаберже», который он предлагал устроить на основе эрмитажного собрания. «Музей можно было бы открыть на площадке Эрмитажа, — сказал Александр Иванов TANR, — рядом с собранным из музеев костяком в 200–300 произведений можно было бы отдельно выставить коллекцию Вексельберга и часть собрания нашего Музея Фаберже в Баден-Бадене. Но для этого у государства нет желания, а музейщики вряд ли договорятся между собой». Действительно, едва ли можно всерьез ожидать объединения коллекции Виктора Вексельберга, основу которой составляет бывшее собрание императорских пасхальных яиц Малколма Форбса и которая сегодня действует как публичный музей во дворце Нарышкиных — Шуваловых в Санкт-Петербурге, и эрмитажной или какой-либо другой коллекции. Однако президентский подарок может оказаться намеком на то, где на самом деле место главной коллекции произведений русского ювелирного искусства уровня Фаберже.

Из известных 71 яйца до наших дней, по большинству оценок, дошло 62. Подавляющее большинство из них хранится в государственных и частных музеях. Императорских яиц известно 54: сохранилось 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными (впрочем, есть еще минимальный шанс, что они найдутся, — как раз «Ротшильдовское яйцо» долго считалось утерянным).

Сегодня также стало известно о том, что британские налоговые полицейские 1 декабря при поддержке немецких коллег провели операцию в музее Александра Иванова в Баден-Бадене. Британские налоговики обвиняют бизнесмена в уходе от налога на добавленную стоимость в размере около £70 тыс. с предметов, приобретенных им на аукционах Великобритании для своего музея. Директор Музея Фаберже Сергей Автоношкин подобные обвинения отвергает, утверждая, что правоохранители во время обыска не нашли ничего компрометирующего.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+