18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Письмо Казимира Малевича о состоянии современной культуры продается сегодня на Bonhams в Нью-Йорке.

«Что же от них требовать, когда в самих правительственных газетах часто читаешь всякого рода оскорбления, всюду плюют и харкают в новое искусство и их представителей»

Нью-йоркское отделение аукционного дома Bonhams проводит сегодня аукцион, посвященный российским рукописям, книгам, фотографиям. Среди них — рукописи Владимира Маяковского («Война объявлена», $40–60 тыс.), Сергея Есенина (стихотворения из цикла «Хулиган», $60–80 тыс.), Анны Ахматовой (стихотворения, в том числе одно неопубликованное, $35–40 тыс.). Среди книг выделяются конструктивистская «Индустрия социализма» по проекту Эль Лисицкого и справочник по цвету авангардиста Михаила Матюшина с отлично сохранившимися таблицами (эстимейт $60–80 тыс.). В разделе фотографий — работы Александра Родченко, Льва Бородулина, Якова Халипа (эстимейт в среднем от $1 тыс. до $6 тыс.).

Но самый интересный лот — это письмо Казимира Малевича наркому просвещения Анатолию Луначарскому, написанное в ноябре 1921 года. К этому времени вокруг Малевича в Витебске уже сложилась группа «утвердителей нового искусства», концепцию которой он прорабатывал в текстах и лекциях.

В письме Малевич жалуется на критиков и чиновников, не понимающих нового искусства: «В виду варварского обращения современной культуры с произведениями нового искусства, в том числе и моими работами, которые находятся в одинаковом почете как в центре, так и в провинции, напр. в Витебске, я нашел все работы художников свалены в месте со всевозможным хламом в незавидной комнате, представляющей мусорный ящик, но не музей. <...> Что же от них требовать, когда в самих правительственных газетах часто читаешь всякого рода оскорбления, всюду плюют и харкают в новое искусство и их представителей, по слепоте своей думающие, что новое искусство есть плевательница. Очень досадно, что такие революционные люди уподобляются тем варварам, которые жгли на кострах тех, кто открыл новый реализм в мире, например в «Правде», в статье Богуславского удачно подтасован расход на футуристов в 600 млн рублей. <...> Конечно всякое Государство должно сохранить все традиции ко всему новому. Тот же Грабарь также плевал на Сезанна, а теперь каждую пятницу сдувает пыль с рам произведений Сезанна. <...>  Очень жаль, что «Правда» захватила в свои руки всю правду и тем самым не может поместить ответа, ибо это точно все ложь. Нельзя также и напечатать брошюры о футуризме, которую я написал, а может быть она рассеяла пыль в мозгах тов. Богуславского, Фриле (?) и компании...»

Письмо, убористо написанное на одном листе бумаги, оценено в $70–100 тыс.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+