Жизнь Санкт-Петербурга

«Хорошо!»: новое искусство из Омска в «Люде»
«Хорошо!»: новое искусство из Омска в «Люде»

Каждую неделю собственный корреспондент TANR в Санкт-Петербурге Павел Герасименко рассказывает о новостях культурной жизни Северной столицы. В этот раз питерской публике не давали скучать отголоски биеннале современного искусства Manifesta, гастроли нового омского искусства, рекордсмен недавнего аукциона Vladey Тимур Новиков, а также инопланетяне с мороженым верхом на контрабасе.

«Что делать после Манифесты

Последний из «Диалогов Манифесты» состоялся в фойе Новой сцены Александринского театра и был построен как серия 15-минутных блицинтервью директора Manifesta Хедвиг Фейен с представителями арт-сообщества Петербурга (и даже Москвы). Если не считать уклонившихся от участия в диалоге городских властей, пропорция получилась следующей: восемь арт-менеджеров, руководителей культурных институций, и двое художников, роль которых досталась литератору Павлу Арсеньеву, участнику выставки «Старт. New Generation» в рамках параллельной программы биеннале, и Ольге Житлиной, автору проекта «Дискотека для мигрантов» в публичной программе. Тема была сформулирована как «Что делать после Манифесты?», и Хедвиг Фейен интересовалась у каждого приблизительно одним и тем же: ее вопросы касались арт-медиации и влияния биеннале на дальнейшую художественную жизнь в городе и в стране. Видные арт-менеджеры — Катерина Чучалина (фонд VAC), София Кудрявцева (Молодежный центр Эрмитажа), Анастасия Курехина (ЦСИ Сергея Курехина) и другие — были по-петербургски вежливы, дипломатичны и использовали возможность еще раз напомнить уезжающей гостье о своих достижениях. Молодые художники, оба принадлежащие к левому лагерю социального искусства, возможно, впервые задумались о непосредственной реакции зрителя, и в их словах звучала обескураженность. Самыми любопытными оказались начальная и завершающая реплики дискуссии: Маргарита Кулева из Высшей школы экономики обрисовала социологический портрет реципиента совриска, а Анна Кислякова, одна из работавших на Manifesta арт-медиаторов, поделилась непосредственным полевым опытом.

«Хорошо!»: новое искусство из Омска в «Люде»

Галерея «Люда», руководимая художником Петром Белым, открыла выставку молодых художников из Омска «Хорошо!». Рядом с фигурой Дамира Муратова, известного в обеих столицах художника, существуют совсем молодые люди; выставка как раз демонстрирует плоды их занятий искусством — они, увы, оказались слабыми, наивными и банальными. Фотография, живопись по бумаге, инсталляция и одна видеоработа — все показанное стилистически ближе всего даже не к трэш-эстетике, а к арт-брют.

Мини-экспозиция Тимура Новикова в K Gallery

Галерея K Gallery удачно выбрала время, чтобы презентовать публике несколько работ Тимура Новикова из своей коллекции: еще свежи в памяти итоги последнего аукциона Vladey. Для этого был призван искусствовед и архивариус петербургского искусства Андрей Хлобыстин, в свое время принимавший участие в деятельности «новых художников». Всего показано пять картин: ранние пейзажи, написанные под влиянием «арефьевцев» и относящиеся к общему циклу «темных картин», портрет театрального режиссера Эдуарда Горошевского, который принадлежит к «новому дикому» периоду, и размашистый рисунок гуашью «Международный экипаж», где изображены два космонавта с красным и звездно-полосатым флагами на шлемах, — плод коллективного творчества нескольких авторов, как это часто бывало в среде «новых художников».

Инопланетяне и мороженое, или Дружба богов

Группа «Свои» существовала всего около пяти лет и, как и многие художественные группировки в Ленинграде конца 1980-х годов, состояла из молодых и задорных живописцев. Немного позднее у каждого из них продолжилась индивидуальная художественная история: например, Виктор Кузнецов превратился в профессора Новой академии Тимура Новикова и стал работать в дуэте с Олегом Масловым. Сейчас четверо из группы вновь собрались вместе, чтобы общей выставкой в арт-центре «Пушкинская, 10» отметить юбилей двоих участников. Александр Менус, больше известный как музейный дизайнер, показал живопись, Света Носова — живопись и графику. Работы разных авторов и разных лет были перемешаны на выставке, названной «Инопланетяне и мороженое, или Дружба богов», которая весело и бурно открылась перформансом с участием старого друга художников контрабасиста Владимира Волкова.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+