18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка Бэкона в Эрмитаже

The Art Newspaper Russia поздравляет Эрмитаж с юбилеем и всю неделю будет передавать связанные с этим новости прямо с места событий. В Эрмитаже открылась выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого». На ней полотна Бэкона впервые сопоставлены с произведениями Веласкеса, Рембрандта, Микеланджело.

Выставка Бэкона — крупнейшее событие сезона, картины британского художника привозили в Россию лишь однажды — в Москву в 1988 году. И впервые Бэкон показан в таком контексте. Тринадцать картин предоставлены Центром изобразительных искусств Сейнсбери, коллекция которого это собрание друзей и меценатов художника Лизы и Роберта Сейнсбери; еще несколько полотен приехали из галереи Тейт, из Йеля, из Галереи Хью Лейна в Дублине. Классическое искусство на выставке — из фондов Эрмитажа, начиная от египетского и до постимпрессионистов. Отбором и сопоставлением произведений занимались кураторы Тьери Морель и Елизавета Ренне; выставка проходит при поддержке аукционного дома Christies.

«Эрмитаж обычно не собирает для своих выставок экспонаты из других музеев, — сказал на открытии Михаил Пиотровский, — но это случай особый». В апреле выставку — но в другом составе — должны показать в Центре Сейнсбери; не исключено, что она окажется и в Москве.

Диалог с искусством предшественников действительно был очень важен для Бэкона. Он начал писать маслом, побывав на выставке Пабло Пикассо в Париже в 1928 году. Он восхищался красками Диего Веласкеса, контрастами света и тени у Рембрандта, силой духа Винсента Ван Гога и тем, как тот по памяти «импровизировал» картины великих мастеров. Однако не меньшее значение имели фильмы Сергея Эйзенштейна, газетные и журнальные фотографии, а также источники вроде «очень красивой, раскрашенной вручную книги о заболеваниях полости рта» (Бэкон вспоминал о ней, создавая серию «Кричащих пап»). И все это было не образцами, а именно источниками в стремлении художника передать не как выглядит лицо или тело, а что оно переживает и что должен почувствовать зритель, глядя на него. Кураторы же пошли другим путем, настойчиво сопоставляя «Головы» Бэкона то с Пикассо, то с Матиссом, то со скульптурой Бурделя или древнегреческими бюстами и подчеркивая сходство скрюченных фигур художника с ренессансными контрапостами и «Скорчившимся мальчиком» Микеланджело из собрания Эрмитажа. В итоге фигура Фрэнсиса Бэкона оказалась так плотно вписана в контекст истории искусства последних двух тысячелетий, что возникает вопрос, не тесновато ли ей.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+