Под новым руководством Провиантские склады грозят превратиться в популярное место — Музей Москвы

COURTESY ПРЕСС-СЛУЖБА МУЗЕЯ МОСКВЫ
COURTESY ПРЕСС-СЛУЖБА МУЗЕЯ МОСКВЫ

Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента культуры города Москвы Сергеем Капковым в конце мая был подписан приказ о назначении Алины Сапрыкиной директором Музейного объединения «Музей Москвы» сроком на один год. Контракт с бывшим руководителем музея Галиной Ведерниковой, занимавшей этот пост 20 лет, расторгнут по соглашению сторон. До этого назначения Алина Сапрыкина являлась арт-директором Центра дизайна ARTPLAY, членом экспертного совета государственной премии в области современного искусства «Инновация-2013». Она имеет обширный опыт организации крупных мероприятий в области искусства, среди которых выставка-ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых («Винзавод», 2008), II Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» (2010), IV Московская международная биеннале современного искусства (2011), проекты Центра современной культуры «Гараж» (2008–2010), «Ночи музеев» в ARTPLAY.

Музей Москвы с 2011 года размещается в Провиантских складах, построенных в 1835 году по проекту архитектора Василия Стасова. В 2006 году Провиантские склады, принадлежавшие Министерству обороны РФ
и использовавшиеся им в качестве автобазы, были переданы в собственность городу. Юрий Лужков, бывший тогда мэром Москвы, настаивал на формировании нового выставочного пространства в освободившемся комплексе. Претендентов на его дальнейшее освоение было несколько: Московский дом фотографии Ольги Свибловой, Государственный центр современного искусства, Музей кино и предложенный президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели многофунк-циональный Центр искусств. Лужков одобрил скандальную концепцию реконструкции, искажавшую исторический облик комплекса: на его территории предполагалось сооружение несуществующих в проекте Стасова четвертого корпуса, гигантского стеклянного купола и четырехъярусной парковки. Нынешний врио мэра Москвы Сергей Собянин отменил этот проект. Сейчас проводится анализ состояния конструктивных элементов Провиантских складов. «Помещения, здания, пространства важно сохранить в их историческом виде. Когда здесь были гаражи Генштаба, в зданиях появились промежуточные этажи, которые не соответствуют первоначальным планам. Сейчас идет обсуждение концепции, по которой будет восстановлен исторический масштаб зданий, им вернут двухэтажность. Кроме того, мы хотим вернуть первоначальный вид внутреннему двору», — рассказала Сапрыкина.

Переселившись с Новой площади на Зубовский бульвар, Музей Москвы пока что не обрел популярность у жителей столицы. Алина Сапрыкина по этому поводу замечает: «С 2011 года прошло еще слишком мало времени, чтобы музей успел раскрыть себя. Поэтому я, новый руководитель, нахожусь в довольно комфортной ситуации для того, чтобы начать свою деятельность. Ведь речь идет о том, что этот музей здесь будет только создаваться». Новый директор занимает активную позицию в отношении развития музея как общественного пространства и рекреационной зоны. В качестве средоточия этой идеи выбран внутренний двор Провиантских складов. Сапрыкина так описывает значение этого пространства: «В наш двор можно будет бесплатно приходить и на какие-то мероприятия, и просто так. Важно, чтобы музей открыл себя как доступное, комфортное, доброжелательное и понятное место. Приходя сюда, люди могут выпить чашку кофе в кафе, посмотреть ночью кино в кинотеатре под открытым небом, послушать музыку, посетить лекции, мастерклассы».

Экспозиционная деятельность музея будет расширена за счет проектов, реагирующих на актуальные события, которые происходят в Москве. Директор планирует проводить в музее выставки современного искусства. Так, в середине июня стартовали летние арт-резиденции московских художников. Этот проект завершится 7 сентября, в День города, открытием выставки инсталляций Мифология Москвы. Сапрыкина комментирует идею фестиваля так: «Особенно интересно, когда современное искусство соприкасается с историческим материалом».

Директор музея рассказала о том, что не будет отказываться от наработок предшествующего руководства. Например, это относится к идее городского экскурсионного бюро, которое даст возможность объединить музеи Москвы в понятную и удобную для туристов базу. «Мы могли бы через это бюро предложить какие-то особые туры с посещением интересных московских объектов: Манеж, «Гараж», Еврейский музей и центр толерантности и так далее. Кроме того, рассматриваются возможности проведения пешеходных экскурсий, экскурсий в дома-музеи, в такие особые места, как дом Мельникова или крыша дома Нирнзее», — говорит Сапрыкина.

С момента вступления нового директора в должность в музее уже произошло несколько важных событий. Шестого июня открылся первый в России кинотеатр документального кино, организованный совместно с Центром документального кино при поддержке Департамента культуры города Москвы. Архитектурный проект кинотеатра был разработан бюро Wowhaus, на счету которого реконструкция Парка культуры им. Горького, Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». А 12–16 июня был проведен фестиваль-реконструкция московского городского праздника 1913 года Счастливый тринадцатый. Алина Сапрыкина характеризует свою миссию так: «Этот музей когда-нибудь должен стать визитной карточкой Москвы».

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+