Два вопроса финалистам Премии Кандинского

№29, декабрь 2014
№29
Материал из газеты

11 декабря в московском кинотеатре «Ударник» вручают Премию Кандинского в области современного искусства. Девяти финалистам мы задали два вопроса, чтобы познакомиться с ними поближе, впрочем кто-то отказался от ответа

1. Если бы премию давали вы, кому бы вы ее присудили в вашей номинации?

2. Что вам кажется самым ценным и достойным в современном искусстве?


Номинация «Проект года»


Справка

Лилия Ли-ми-ян

Родилась в Ашхабаде (Туркмения)
Специализация по первому образованию — хореография, балет
2010–2014 училась в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко на курсе документальной фотографии
Живет и работает в Москве

Еще…

1. Ирина Корина.

2. Актуальное искусство сегодня часто приближено к реальной жизни и во многом отражает ее. Художники в самых разных медиа говорят о тех вещах, которые близки современному обществу и актуальны для многих людей. В то же время концептуальное искусство все чаще использует простые формы. Таким образом, оно становится более понятным зрителю, который может с ним соприкоснуться и прочувствовать, как бы проживая его и пропуская через себя.
Для меня важными качествами современного искусства являются легкость в форме и глубина в содержании. Легкие и доступные для понимания, работы художников при этом не теряют своего смысла, не становятся пустыми и поверхностными. То, о чем они говорят, нередко даже глубже, чем можно себе представить. И мне нравится, что современное искусство стремится к тому, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них, таким образом заставляя зрителя думать и анализировать. Вероятно, это соответствует тенденциям развития общества, которое сегодня живет совершенно иными скоростями, чем раньше, и научилось быстро и свободно постигать суть и видеть смыслы вещей без излишних объяснений.

В целом мне близок жанр неореализма, обращенного к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности.

Ну и, конечно, главный «секрет» любого художника — не бояться думать, высказываться, какие бы острые темы он ни затрагивал. Несомненно, существует разумная цензура, а часто даже самоцензура, которая при этом не душит художника и, пожалуй, идет только на пользу искусству, делая его более ответственным и маргинализируя его экстремальные проявления.


Справка

Ирина Корина

Родилась в Москве в 1977 году
2000 окончила факультет сценографии Российской академии театрального искусства (ГИТИС), курс актуального искусства «Новые художественные стратегии»
Училась в Valand Academy of Fine Arts в Гетеборге (Швеция) и в Академии искусств Вены (Австрия)
Трижды лауреат российской ежегодной профессиональной премии в области современного искусства «Соратник»
2008 лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация»
Живет и работает в Москве

Еще…


1. Я счастлива, что это не я даю премию. Я могу наблюдать за процессом и выводы делать важные для меня. Кого-то одного не хочу называть.

2. Ну, в целом проанализировать ситуацию я не готова. Мне просто нравится, что искусством в мире занимается множество разных людей. Мне интересно, что таким образом появляются какие-то галактики, по которым можно путешествовать и изучать их внутренние законы, и что в художественном мире при видимом наличии системы и неких правил все же существует пространство для неучтенных еще и неописанных явлений.


Справка

Павел Пепперштейн

Родился в Москве в 1966 году
1985–1987 учился в Академии изящных искусств в Праге
1987 стал одним из основателей художественной группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“»
С 1989 независимый художник, писатель, критик и рэп-исполнитель
2009 представлял Россию на Венецианской биеннале
Его работы  участвовали в международных музейных проектах, включая выставки в Лувре, Центре Помпиду, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее

Еще…

Номинация «Молодой художник. Проект года»


Справка

Тимофей Радя

Родился в Гаване в 1988 году
Окончил философский факультет Уральского государственного университета
Занимается граффити и паблик-артом. Его называют екатеринбургским Бэнкси
2013 номинант государственной премии в области современного искусства «Инновация»
Живет и работает в Екатеринбурге

Еще…


1. Никому.
2. Любовь и вечность


Справка

Елена Рыкова

Родилась в Уфе в 1991 году
2010 с отличием окончила Средний специальный музыкальный колледж как пианистка и поступила в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского в класс доцента Ю.С.Каспарова по классу композиции
Композитор, работает в жанре музыкального перформанса
Живет и работает в Москве

Еще…


1. В моей номинации Тимофей Радя, по моему мнению, автор именно такой работы («Все, что я знаю об уличном искусстве»).

2. Самое ценное в искусстве, в том числе современном, для меня — тот диалог, который возникает внутри при знакомстве с работой художника. Рождается не просто эмоция-реакция, но также любопытство и удивление, стремящиеся через рассуждение и вопросы найти ключ к некой дверце, за которой, вполне возможно, скрывается что-то еще. Одна мысль об этой возможности при соприкосновении с произведением искусства — возможности существования других глубин и реальностей в мире художника — вызывает во мне восхищение. Подобного рода работа случится естественно, если художник откровенен с самим собой и объят желанием поделиться своей искренностью с другими. В этом случае и рождается произведение искусства, достойное жить собственной жизнью и вступать в диалог как с публикой, так и с художником, сотворившим ее.


Справка

Альберт Солдатов

Родился в Москве в 1980 году
Окончил Московский государственный университет печати (Полиграфический институт), художник-график
2010–2014 учился в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко в мастерской новых медиа. Интересуется современными медиа как феноменом искусства и культуры (видео, новыми аудиовизуальными интерактивными технологиями, языком кино и нарративом)
Живет и работает в Москве

Еще…


1. Непросто отвечать на вопрос, кому бы я вручил премию в своей номинации, ведь фигура художника-участника — это, по сути, заинтересованное лицо. Тут нужно сильно отстраниться и представить себя экспертом, критиком; сложно посмотреть на себя со стороны. В последнее время сфера моих интересов — это видео, кино и смежные медиа и жанры, я слежу за тем, что происходит вокруг, за тенденциями в этом поле, за тем, что делают коллеги. Мне нравится видео Лены Артеменко «Событие», потому что оно аллегорически говорит о том стандартном жизненном сценарии, который мы можем наблюдать у многих людей. Мы видим жуткий мир среднестатистического человека, когда попадаем в некое клаустрофобическое пространство, которое циклически повторяется, в последовательность удручающих жизненных сценариев, не позволяющих герою вырваться вовне.

2. Если попытаться быть объективным, то, наверное, самое ценное — это произведение нового смысла вообще, постановка некоего, казалось бы безусловного, предмета или темы под вопрос (здесь можно вспомнить работу художника Юлиуса фон Бисмарка «Происшествие в центре Германии», 2013), вскрытие привычной реальности, без этого получаются декорации, дизайн. Самое новое, интересное, странное, пока непонятное, сомнительное, двусмысленное появляется в современном искусстве или даже на грани искусства и чего-то еще, например активизма. То есть художник — такой новатор, тот, кто находится у края, экспериментирует, а потом другие сферы жизни, прикладные — реклама, массовая культура и политика — апроприируют его идеи и используют в дальнейшем.


Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства»


Справка

Виктор Мизиано

Родился в Москве в 1957 году
1980 окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
1989 кандидат искусствознания
Работает в московском Институте искусствознания. Известный российский куратор, основатель и главный редактор «Художественного журнала»
Главный куратор российского павильона на Венецианской биеннале 1995 и 2003 годов
2005 главный куратор первого павильона Центральной Азии
Основатель и первый главный редактор международного издания о теории и практике кураторства Manifesta Journal

Еще…


1. Я не хочу отвечать на этот вопрос.

2. Я думаю, что в ближайшем будущем современному искусству предстоит признать, что многие его надежды на общественную экспансию, инфраструктурный рост и медиальный успех оказались в полной мере нереализуемыми. Это побудит его, осознав свои социальные пределы, задуматься о своей собственной природе и человеческом смысле. Говоря иначе, у современного искусства плодотворные перспективы.


Справка

Игорь Чубаров

Родился в Курске в 1965 году
1996 окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
1999 защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук по теме «Феноменологическая философия в России»
С 2001 работает в Институте философии РАН
С 2009 сотрудник философского факультета МГУ, где занимается организацией международных научных мероприятий
С 2011 работает в Российском государственном гуманитарном университете, редактор издательских программ
С 1991 член редакционной коллегии журнала «Логос»

Еще…


1. Ямпольский Михаил.

2. На мой взгляд, современное искусство переживает сегодня кризис ценности как таковой, то есть его собственная ценность еще не определилась, зависнув где-то между культовой и экспозиционной, между храмом и рынком. По этой причине я считаю, что достоинство искусству может придать только политическая деятельность художников, которые должны для этого стать политическими активистами. Причем под политикой я понимаю здесь борьбу на стороне современных исключенных (женщин, мигрантов, квир, трансгендеров, наркоманов и других) против направленного на них насилия в обществе и стигматизации в культуре, то есть на уровне самих форм художественной деятельности. Художники должны наконец посмотреть на мир глазами ведьм, зомби и мутантов, а не только вампиров и призраков. Тогда, может быть, в их работах появится какая-то новая ценность. А пока да здравствуют Pussy Riot, Петр Павленский и «МедиаУдар»!


Справка

Михаил Ямпольский

Родился в Москве в 1949 году
1971 окончил романо-германский факультет Московского педагогического института
С 1974 сотрудник НИИ киноискусства
1977 кандидат педагогических наук
1991 доктор искусствоведения
С 1992 профессор Нью-Йоркского университета по отделениям сравнительного литературоведения и русских и славянских исследований. Член редколлегии журнала «Новое литературное обозрение», Общественного консультативного совета «Эйзенштейн-центра» и журнала «Киноведческие записки», редколлегии петербургского кинокритического журнала «Сеанс»
Автор многочисленных работ по вопросам киноискусства, семиотики, истории репрезентации, феноменологии визуального
Советский и американский историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед и филолог

Еще…


1. Я с уважением отношусь к обоим моим соперникам, Виктору Мизиано и Игорю Чубарову, но так вышло, что я не читал (хотя и хотел бы) их работ, выдвинутых на премию. Так что не могу судить.

2. В последнее время меня особо интересует синтез искусства и новых технологий, например видеоарт, интер­активное искусство. Тут по-новому осмысляются старые категории времени и пространства, позиция субъекта и прочее. Объекты и инсталляции интересуют меня меньше, на них уже лежит печать какой-то исчерпанности и архаики. Я не очень чувствителен к социальному и политическому искусству, потому что считаю искусство не самым лучшим медиумом для такого рода дискурса, нуждающегося в СМИ и широких аудиториях. К тому же аналитические возможности искусства в этой сфере ограничены. В новом российском искусстве сегодня меня больше всего интересует фотограф Александр Гронский, который, на мой взгляд, открывает новые горизонты.


Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+