18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пермь осталась без Марата Гельмана

Марат Гельман уволен с поста директора музея ПЕРММ. Именно он сформировал музей с нуля и возглавил его осенью 2008 года после проведения выставки Русское бедное — пилотного проекта нового пермского центра современного искусства. Выставка была инициирована представителем администрации Пермского края в Совете Федерации сенатором Сергеем Гордеевым. После ее успешного проведения Гельман продал половину своей московской галереи коллекционеру Александру Смузикову, переехал в Пермь и приступил к реализации анонсированного губернатором Олегом Чиркуновым проекта по превращению города в культурную столицу Европы. Коллекция музея PERMM опирается на произведения выставки Русское бедное. Практически вся выставка, на которой были представлены, в частности, работы Юрия Альберта, Дмитрия Гутова, «Синих носов», Авдея Тер-Оганьяна, О&А Флоренских, находится в собственности музея. Ему также принадлежит половина собрания МАНИ (Московского архива нового искусства), формируемого внутри московской концептуальной школы с 1988 года. С 2009 года в Перми Гельман провел выставки таких художников, как Александр Бродский, Валерий Кошляков, АЕС + Ф и другие.

Деятельность Гельмана оценивалась пермскими чиновниками и деятелями культуры не однозначно. У губернатора неоднократно требовали отставки с должности директора музея «уничтожителя культуры в крае». В 2009 году в обращении к президенту (тогда Дмитрию Медведеву) профсоюз работников культуры назвал проекты Гельмана «растлевающими молодежь и развращающими общество». Когда в апреле 2012-го пост губернатора занял Виктор Басаргин, пошли разговоры о том, что новые власти свернут пермский культурный проект.

Тем не менее за три месяца до снятия Марата Гельмана с поста с ним был подписан контракт на новый срок. Решение о расторжении срочного трудового договора было принято и. о. министра культуры Пермского края Игорем Гладневым. В заявлении министерства подчеркивается, что согласно статье 278 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в любое время, не мотивируя свое решение. От дополнительных комментариев Гладнев отказался. Сам Гельман узнал о своем увольнении, слушая радиостанцию «Эхо Перми». Официальное уведомление последовало по телефону лишь спустя несколько часов. В качестве компенсации Гельман получит сумму, равную трем месячным окладам. Незадолго до этого увольнения Министерство культуры Пермского края постановило закрыть несколько выставок, организованных в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми», — Марат Гельман является директором по развитию этого форума. Так, сатирическая выставка красноярского художника Василия Слонова Welcome! Sochi 2014 была признана чиновниками непатриотичной и порочащей сочинскую Олимпиаду. Она вызвала острую критику депутата Госдумы РФ Григория Куранова и сенатора Андрея Климова. Шестого июня пермская газета «Звезда» опубликовала их гневные заявления, в которых участников этого выставочного проекта обвиняют «в пренебрежительном и уничижительном отношении к успеху нашей страны». Седьмого июня губернатор Басаргин написал о выставке в своем блоге следующее: «Если карикатурный чебурашка и другой креатив, что мы видели, это и есть тот культурный каркас, на котором Пермский край должен строить свое развитие, то мы стоим на разных позициях». Израильская арт-группа «Новый Барбизон», въехавшая со своим проектом в зал, освобожденный Слоновым, посвятила ему один из своих выставочных стендов. Проявление солидарности по отношению к изгнанному художнику закончилось закрытием и этого проекта, представлявшего в остальном лишь работы, посвященные фестивалю. Также была закрыта выставка Сергея Каменного Российское барокко, демонстрировавшая фотографии московских уличных протестов. Помимо закрытия выставок, отменен проект художника Артема Лоскутова Оккупай Пермь. Заняв непримиримую позицию по отношению к цензуре, Гельман нашел способ продолжить демонстрацию работ художников: выставки были повторно открыты в независимом культурном центре «Речник», делящем здание с Музеем современного искусства PERMM.

Увольнение Марата Гельмана прокомментировал в своем LiveJournal бывший министр культуры Пермского края, ныне замглавы Ростуризма Николай Новичков: «Если и. о. министра культуры Пермского края позволяет себе решать, кто будет директором музея PERMM, а кто нет, то это либо мания величия, либо невменяемость». Не дождавшись окончания «Белых ночей», 7 июня прокуратура Пермского края объявила на своем сайте об организации проверки законности и обоснованности денежных выплат «организаторам фестиваля «Белые ночи в Перми» Гельману М. А. и др., а также выплачиваемых им сумм ежемесячного денежного содержания как руководителям краевых учреждений культуры». Кроме того, 18 июня Басаргин поручил краевой контрольно-счетной палате провести проверку расходования бюджетных средств (250 млн руб.), выделенных на проведение фестиваля, а также содержательной стороны фестивальных мероприятий. Глава региона подчеркнул: «По совокупному итогу проверок виновные должны понести наказание — вплоть до расторжения контракта и увольнения. А если потребуется, обращайтесь в правоохранительные органы». Надо отметить, что бюджет мероприятия обсуждался на городском совете и был утвержден Законодательным собранием Пермского края.

Уже 20 июня проверка была произведена. Не найдя никаких нарушений в финансовой части вопроса, аудиторы изъяли из музея произведения Слонова и подвергли их экспертизе на экстремизм. Гельман описывает эти события так: «Сегодня над этим смеется вся Пермь — так громко приехали в музей, изъяли все финансовые документы, грозились что-то найти. В конце концов все закончилось анекдотическим заявлением о том, что они возбуждают дело по поводу неправомерного использования символов Олимпиады». Давая оценку сложившейся ситуации, Гельман подчеркивает ее политический подтекст: «Люди, которые все это инициировали, добились своего — губернатор Пермского края выглядит в глазах людей дурачком. Это не самодурство местной власти, а давление из Москвы. Люди уже шутят, что к закону о защите чувств верующих должна быть сделана пермская поправка — о защите чувств верующих в Олимпиаду. Я думаю, что для Путина, для его окружения критика по поводу Олимпиады оказалась страшнее, чем задетые чувства верующих. Мне тут напомнили высказывание Наполеона о том, что самое оскорбительное, что может быть, — это правда, сказанная прямо в глаза».

Будущее пермского проекта без собственного участия в нем Марат Гельман описывает так: «Дело в том, что я уже некоторое время назад планировал уменьшить свое присутствие в музее. Когда были последние выборы Путина, его пиарщики объясняли народу, что если не Путин, то в стране будет крах. Как же так? 12 лет у власти и так и не смогли построить систему, которая могла бы существовать без этой личности. В отличие от путинской, эта ситуация может существовать без меня. Кажется, мне удалось создать систему, которая, в принципе, может работать без Гельмана. То есть мы реально изменили ситуацию в Перми. Она уже не вернется назад, она будет как-то развиваться. Есть опасность профанации и многого другого. Но по крайней мере есть шанс, что ситуация будет развиваться нормально».

Обжаловать свое увольнение Гельман не намерен, так как, по его мнению, в условиях цензуры работа куратора невозможна. Он будет внимательно следить за дальнейшей судьбой музея: «Мы будем сейчас прикладывать все усилия для того, чтобы пермский проект не прекратился. Я не хочу давать прогнозы, но буду стараться сделать так, чтобы наша работа не пропала. А как получится, я не знаю».

В данный момент обязанности директора музея исполняет Елена Олейникова. Ранее она была руководителем выставочного отдела музея и выступала куратором «Белых ночей в Перми-2013». Назвав Олейникову «человеком из команды», Марат Гельман пообещал оказывать ей поддержку. Он считает, что ее назначение позволит сохранить преемственность. «Сейчас важно, чтобы музей продолжал работать, как раньше», — прокомментировала свое назначение Олейникова. В ближайшее время на должность директора будет объявлен конкурс. Олейникова пока не знает, будет ли она в нем участвовать.

В планы экс-директора PERMM входит работа над социальной сетью для представителей арт-сообщества, запущенной совместно с LiveJournal. По задумке на ее базе должна быть создана общероссийская афиша культурных событий. «Единственное, чего я больше не хочу, — это снова ехать в какой-то регион и пытаться там что-то делать, в любой регион может прийти какое-то давление из центра», — говорит Марат Гельман.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+