18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обновленный Баженов

№29
Материал из газеты

В открытом после реставрации Оперном доме в музее-заповеднике «Царицыно» выставлено собрание скульптуры из Останкинского дворца графов Шереметевых

С начала ноября и на ближайшие несколько лет, пока не закончится реставрация усадьбы Останкино, коллекция из 126 скульптур эпохи античности, а также XVIII–XIX веков разместится в интерьерах Оперного дома в Царицыне. Многие статуи, в том числе древние антики, выставляются впервые. Оперный дом Василия Баженова недавно был полностью восстановлен и окончательно возродился и как памятник архитектуры, и как экспозиционное пространство.

Возведение Оперного дома, известного также как Средний дворец, началось в 1776 году по проекту и под руководством Василия Баженова, однако в 1786 году архитектор был отстранен от строительства резиденции Eкатерины II. К этому моменту здание было полностью завершено, но отделочные работы так и не были закончены. После того как в 1797 году император Павел I распорядился «в селе Царицыне никаких строений не производить», Оперный дом наряду с другими царицынскими строениями превратился в живописную руину. В XIX-м и почти на всем протяжении XX века дворец никак не использовался.

К 1980-м годам он представлял собой только наружные стены, которые тем не менее хорошо сохранились. Были утрачены все лестницы, полы, печи, кровля, парапет, за исключением двуглавых орлов, стены в верхней части были частично разрушены, кирпич местами сильно выветрился. На сводах второго этажа рос лес, где, по воспоминаниям старожилов поселка Ленино-Дачное (Царицыно), можно было собирать грибы.

Первая научная реставрация Среднего дворца (Оперного дома) началась в 1988 году и продолжалась восемь лет. Проект был подготовлен ГУП «Моспроект-2» имени М. В. Посохина, в результате был восстановлен первоначальный облик и планировка здания, полностью воссоздано убранство фасадов. Замыслы Баженова относительно интерьеров дворца неизвестны, поэтому реставраторы оставили их такими, какими они были в конце XVIII века: отделанными белой штукатуркой. Кроме того, полы первого этажа были частично выстланы плиткой, изготовленной по образцам, найденным во время натурных обследований памятника. Также восстановили две, наиболее простые по конфигурации, печи и облицевали их изразцами, повторяющими форму и декор изразцов, обнаруженных при исследовании. В помещениях на сохранившиеся со времен Баженова металлические кольца повесили осветительные приборы. На втором этаже — подлинные исторические, на первом — выполненные на заказ австрийской фирмой «Бакаловец» по аналогам XVIII века (многоярусные люстры из Останкина), на лестницах — бра в виде руки, держащей факел по образцу светильника XIX века. Каждый шаг проектировщиков и реставраторов при реставрации 1988–1995 годов проходил многочисленные согласования и обсуждения, в том числе в самом музее.

Следующий этап восстановительных работ был осуществлен уже в наши дни и завершился в ноябре 2014 года. Реставрация велась «Научно-производственной фирмой «Ресма», общая стоимость проекта составила 156,4 млн руб. Специалистам удалось восстановить белокаменные элементы фасада Оперного дома: пилястры первого этажа, стрельчатые арки окон, карниз второго этажа, парапет из пинаклей, венчающий дворец, а также контурных белокаменных орлов по северному и южному фасадам. Все декоративные элементы были очищены от многолетних загрязнений и укреплены. Отреставрированная в 1995 году керамическая плитка покрытия полов под знаменитую баженовскую была выполнена без глубокого обжига, научные исследования выявили необходимость ее полной замены. Воссозданная вновь плитка имеет исторически точный вид и прочность, присущую современным материалам. Выполнена реставрация люстр большого и малых залов. Восстановлены утраченные металлические и стеклянные элементы.

В ходе реставрации были использованы все имеющиеся архивные источники XVIII века, как письменные, так и изобразительные (их очень немного), в том числе поэтажные планы Оперного дома Василия Баженова и доклады архитектора Екатерине II.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+