18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обновленный Баженов

№29
Материал из газеты

В открытом после реставрации Оперном доме в музее-заповеднике «Царицыно» выставлено собрание скульптуры из Останкинского дворца графов Шереметевых

С начала ноября и на ближайшие несколько лет, пока не закончится реставрация усадьбы Останкино, коллекция из 126 скульптур эпохи античности, а также XVIII–XIX веков разместится в интерьерах Оперного дома в Царицыне. Многие статуи, в том числе древние антики, выставляются впервые. Оперный дом Василия Баженова недавно был полностью восстановлен и окончательно возродился и как памятник архитектуры, и как экспозиционное пространство.

Возведение Оперного дома, известного также как Средний дворец, началось в 1776 году по проекту и под руководством Василия Баженова, однако в 1786 году архитектор был отстранен от строительства резиденции Eкатерины II. К этому моменту здание было полностью завершено, но отделочные работы так и не были закончены. После того как в 1797 году император Павел I распорядился «в селе Царицыне никаких строений не производить», Оперный дом наряду с другими царицынскими строениями превратился в живописную руину. В XIX-м и почти на всем протяжении XX века дворец никак не использовался.

К 1980-м годам он представлял собой только наружные стены, которые тем не менее хорошо сохранились. Были утрачены все лестницы, полы, печи, кровля, парапет, за исключением двуглавых орлов, стены в верхней части были частично разрушены, кирпич местами сильно выветрился. На сводах второго этажа рос лес, где, по воспоминаниям старожилов поселка Ленино-Дачное (Царицыно), можно было собирать грибы.

Первая научная реставрация Среднего дворца (Оперного дома) началась в 1988 году и продолжалась восемь лет. Проект был подготовлен ГУП «Моспроект-2» имени М. В. Посохина, в результате был восстановлен первоначальный облик и планировка здания, полностью воссоздано убранство фасадов. Замыслы Баженова относительно интерьеров дворца неизвестны, поэтому реставраторы оставили их такими, какими они были в конце XVIII века: отделанными белой штукатуркой. Кроме того, полы первого этажа были частично выстланы плиткой, изготовленной по образцам, найденным во время натурных обследований памятника. Также восстановили две, наиболее простые по конфигурации, печи и облицевали их изразцами, повторяющими форму и декор изразцов, обнаруженных при исследовании. В помещениях на сохранившиеся со времен Баженова металлические кольца повесили осветительные приборы. На втором этаже — подлинные исторические, на первом — выполненные на заказ австрийской фирмой «Бакаловец» по аналогам XVIII века (многоярусные люстры из Останкина), на лестницах — бра в виде руки, держащей факел по образцу светильника XIX века. Каждый шаг проектировщиков и реставраторов при реставрации 1988–1995 годов проходил многочисленные согласования и обсуждения, в том числе в самом музее.

Следующий этап восстановительных работ был осуществлен уже в наши дни и завершился в ноябре 2014 года. Реставрация велась «Научно-производственной фирмой «Ресма», общая стоимость проекта составила 156,4 млн руб. Специалистам удалось восстановить белокаменные элементы фасада Оперного дома: пилястры первого этажа, стрельчатые арки окон, карниз второго этажа, парапет из пинаклей, венчающий дворец, а также контурных белокаменных орлов по северному и южному фасадам. Все декоративные элементы были очищены от многолетних загрязнений и укреплены. Отреставрированная в 1995 году керамическая плитка покрытия полов под знаменитую баженовскую была выполнена без глубокого обжига, научные исследования выявили необходимость ее полной замены. Воссозданная вновь плитка имеет исторически точный вид и прочность, присущую современным материалам. Выполнена реставрация люстр большого и малых залов. Восстановлены утраченные металлические и стеклянные элементы.

В ходе реставрации были использованы все имеющиеся архивные источники XVIII века, как письменные, так и изобразительные (их очень немного), в том числе поэтажные планы Оперного дома Василия Баженова и доклады архитектора Екатерине II.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+