18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Строгановка, где рисунок всему голова

Михаил Врубель, Сергей Герасимов, Александр Бурганов, Михаил Васильев, Федор Федоровский — столь разных художников может объединить только одно — юбилей Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, где одни из них преподавали, а другие учились. У всех «выставок достижений» одна большая проблема: как объединить совершенно разных авторов в одной экспозиции. В Институте русского реалистического искусства нашли решение: десять залов превратились в мастерские Строгановки.

Изучая сейчас изобилие факультетов и кафедр, можно вспомнить, что, когда в 1825 году граф Сергей Строганов основал Рисовальную школу в отношении к искусствам и ремеслам, там было всего три специализации: рисования цветов и украшений, фигур, животных и машин. За почти 200 лет Строгановка многократно меняла статус — от училища до академии, — добавлялись новые специальности, но даже появление факультета коммуникативного дизайна не изменило общий классический подход к обучению. «Вредное» влияние современного искусства не поколебало позицию академической школы — Строгановка по-прежнему цитадель академизма.

Конечно же, «аллею Славы» Строгановки составляют блестящие мастера. Михаил Врубель преподавал здесь курс стилизации цветов. На выставке можно увидеть его изразцы и эскизы к керамике. Цветочная тема была коньком руководителя гончарной мастерской Михаила Васильева. Соцреалист Сергей Герасимов учился, а после почти 15 лет занимал пост директора училища; его Натурщица и по сей день непревзойденный идеал мастерства рисовальщика. Орлы, тигры и бегемоты Василия Ватагина, профессора факультета керамики, — шедевры анималистики. Нынешняя гордость Строгановки — пейзажи Александра Петрова, эскизы к рельефам Дома кино Александра Бурганова — работы преподавателей академии. Есть у Строгановки и альтернативная история: ее выпускниками были современные художники Александр Косолапов, Леонид Соков, Борис Орлов, Дмитрий Александрович Пригов, но их работы мы увидим, вероятно, уже на 200-летнем юбилее академии.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+