18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Норман Фостер объединяет свои архивы и искусство под одной крышей в Мадриде

1 июня британский архитектор, баронет и пэр, лауреат Прицкеровской премии открывает свой архив и международный исследовательский центр в роскошном особняке в испанской столице

Испанский филиал Фонда Нормана Фостера занял историческое здание, восстановленное и расширенное архитектором. Во внутреннем дворе Фостер возвел «павильон вдохновения» из стекла и стали, откуда можно пройти в цокольный этаж, где расположились архив и библиотека, а также коллекция фотографий и слайдов. Новая изящная постройка украшена ажурным навесом, созданным архитектором вместе с испанской художницей Кристиной Иглесиас.

Среди сотен чертежей, а также моделей и макетов бюро Foster + Partners здесь можно увидеть произведения искусства из коллекции архитектора и его испанской жены Елены Очоа Фостер, основательницы издательства литературы по искусству Ivory Press. Например, масштабная модель терминала пекинского аэропорта разместилась на стене у главной лестницы рядом со скульптурами Константина Бранкузи и Хуана Муньоса. А стол в переговорной украшает большая деревянная шестиугольная скульптура Ай Вэйвэя — подарок китайского художника.

Но первой у входа в здание, задуманное в 1902 году как особняк испанского аристократа, успевшее побыть и посольством Турции, и отделением банка, посетителей встречает огромная полулежащая скульптура работы Генри Мура. Фостер рассказывает о том, как ему пришла в голову идея создания полноразмерного фанерного макета другой фигуры Мура, которую вписали в ландшафт Центра Сейнсбери в Университете Восточной Англии. Знаменитая галерея Фостера, построенная им для коллекции Роберта и Лизы Сейнсбери в 1978 году, стала домом для университетской школы искусств и помогла ему, молодому архитектору, завоевать международное признание.

«Нельзя заставить людей поднять отдыхающую скульптуру и перенести ее. А вот фанерный макет можно носить туда-сюда сколько вздумается. Поэтому Муру так хорошо удалось вписать ее в пейзаж. Никто до этого даже и не думал о фанерном макете». Фостер всегда отличался использованием передовых материалов, как и его новый соавтор Кристина Иглесиас, которая для создания скульптурной инсталляции во дворе впервые применила углеродное волокно. Архитектор вспоминает рассказы Генри Мура о цветах в ландшафте: «Он был великолепен. „Если хотите от чего-то отступить, — говорил он, — используйте темный цвет — такой, как цвет ствола дерева“. Тогда я и усвоил этот урок в отношении архитектуры».

На однодневной конференции, посвященной открытию центра, прозвучало несколько запоминающихся выступлений. Опытом работы с Норманом Фостером делились художники Олафур Элиассон, Корнелия Паркер и Майя Лин, а также Алехандро Аравена, еще один лауреат Прицкера и коллега архитектора, и Майкл Блумберг, филантроп, бизнесмен, бывший мэр Нью-Йорка.

Одна из целей Фонда Нормана Фостера — поддерживать междисциплинарные исследования и сотрудничество, а также помогать молодым архитекторам и инженерам. «Я понимаю, что всю жизнь выступал против системы», — говорит архитектор, вспоминая, как «рисковал в годы учебы» в Манчестерском университете. Летом студенты факультета архитектуры должны были подготовить свой проект (кстати, некоторые из них можно увидеть в Мадриде, например, подробный чертеж поперечного сечения ветряной мельницы Кембриджшира). «Мы должны были измерить „архитектуру“. Все измеряли георгианские особняки, и только я — амбары да ветряные мельницы, — рассказывает Фостер. — Единственная причина, по которой меня не выгнали, — это то, что я получил награду Королевского института британских архитекторов. Поэтому в Манчестере меня не могли критиковать, у меня как бы был иммунитет». Грант лондонского института в £100 позволил Норману Фостеру оплатить счета, а также поездки. «В 1950-х годах такая сумма была огромной, равной нескольким тысячам сегодня».

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
5
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+