18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не Леонардо! Атрибуции воскового бюста помог кашалот

Ученые раскрыли происхождение воскового бюста богини Флоры, который приобретался знаменитым директором Музеев Берлина Вильгельмом Боде в 1909 году как шедевр эпохи Возрождения

Леонардо или не Леонардо? Нет, речь идет не о «Спасителе мира» и даже не о рисунке, прозванном «Прекрасная принцесса» (пастель на пергаменте с профилем девушки, предположительно Бьянки Сфорцы, споры об авторстве которой идут последние 20 лет), а о восковом бюсте богини Флоры. Он был приобретен в 1909 году для Королевских музеев Берлина как работа великого итальянского мастера, что незамедлительно вызвало скандал международного масштаба. В течение двух лет с момента покупки бюста было опубликовано более 730 статей в поддержку и против его атрибуции Леонардо да Винчи. Об этом рассказывает Ина Реш, руководитель исследования, доказывающего, что автором произведения был, вероятнее всего, английский скульптор XIX века Ричард Кокл Лукас или кто-то из его современников, вдохновлявшихся, как и он, творчеством старых мастеров.

Вильгельм Боде, возглавлявший Музеи Берлина с 1905 года и до своей смерти в 1929 году, приобрел эту скульптуру высотой 70 см в Лондоне за баснословные 185 тыс. золотых марок. Он был убежден, что покупает произведение Леонардо да Винчи — из-за сходства бюста с портретами кисти мастера. Хотя восковых скульптур эпохи Возрождения известно не было, Боде и многие другие искусствоведы ссылались на то, что Леонардо знаменит как раз экспериментами с новыми материалами. Однако Густав Паули (1866–1938), директор гамбургского Кунстхалле, уже тогда предположил, что бюст мог изваять Ричард Кокл Лукас, автор многочисленных работ из слоновой кости, мрамора и воска, вдохновленных ренессансным искусством.

Лукас был успешным скульптором, известным своими медальонами и рельефами. Учился в Королевской академии художеств, где позже регулярно выставлялся. Кроме того, Лукас был умелым рисовальщиком, гравером, фотографом, антикваром, а также архитектором-любителем (построил два дома в Чилуорте в графстве Гэмпшир), а сыну дал имя Альбрехт Дюрер. Лукас был чудаком и верил в существование фей, фотографировал самого себя в костюмах разных эпох — от Античности до Ренессанса — и регулярно разъезжал по Саутгемптону на римской колеснице.

В 1910 году сын Лукаса сообщил, что бюст Флоры — работа его отца, созданная в 1846 году из свечных огарков. В доказательство собственных слов он предъявил рисунок, на основе которого якобы ваялась скульптура, и рассказал, что помогал отцу набивать ее газетами и щепками, действительно обнаруженными внутри. В ответ Боде, до самой своей смерти упорно отстаивавший атрибуцию Леонардо, заявил, что эти факты могут указывать не на происхождение бюста, а на его реставрацию XIX века — аргумент, к которому регулярно прибегают в дискуссиях вокруг подделок. Результаты различных экспертиз не позволили прийти к однозначному выводу. Споры велись долгие годы: одни утверждали, что Боде купился на подделку, другие полагали, что работа действительно создана в эпоху Возрождения, но ее автором был не Леонардо.

Теперь тайна наконец-то раскрыта. В журнале Scientific Reports вышла статья Ины Реш (сотрудничающей с Лабораторией музеев Франции и Институтом химических исследований Парижа, а ранее с Лабораторией имени Ратгена в Берлине), а также Люсиль Бек и Ингрид Каффи из лаборатории по измерению изотопа углерода-14 при Университете Париж-Сакле, которые исследовали воск скульптуры при помощи технологии радиоуглеродного датирования.

Анализ образцов подтвердил, что бюст сделан из спермацета — воскоподобного вещества, получаемого из спермацетового мешка в голове кашалота. Этот материал с небольшим добавлением пчелиного воска широко использовался в XIX веке для изготовления свечей. Таким образом, радиоуглеродный анализ затруднялся тем, что речь идет о смеси веществ наземного и подводного происхождения (как объясняется в статье, замедленное достижение радиоуглеродного равновесия в Мировом океане приводит к кажущемуся увеличению возраста остатков морских организмов). По словам исследовательниц, «процесс еще больше осложняется тем, что для точной калибровки океанического материала необходимо точно знать местонахождение его источника», а киты и кашалоты известны тем, что преодолевают очень большие расстояния. Ученым пришлось вывести формулу, которая дала возможность объединить атмосферную и морскую калибровочные кривые с учетом пропорций этих компонентов в составе бюста.

Анализ показал хронологические рамки от 1704 до 1950 года, что позволило как минимум сделать вывод о том, что бюст был создан не в эпоху Возрождения. Пробы также сравнили с образцами, взятыми из рельефа «Леда и лебедь» Ричарда Кокла Лукаса из коллекции Музеев Берлина. Как сообщается в статье, состав воска обеих скульптур оказался «практически идентичным».

Выходит, что знаменитый директор Музеев Берлина ошибался, а сын художника, судя по всему, был прав.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+