18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разработаны правила для эфемерного

№90
Материал из газеты

Благодаря новым Единым правилам организации комплектования, учета, хранения музейных предметов музеям будет легче приобретать современное искусство

Новые музейные правила готовились несколько лет, к их разработке Министерство культуры привлекало Союз музеев России, ИКОМ РФ, искусствоведов — специалистов по новым медиа. Предыдущие инструкции по комплектованию, учету и хранению действовали 35 лет — с 1985 года — и давно морально устарели. Они не учитывали необычные, иногда эфемерные формы contemporary art и многие другие реалии музейной практики.

Согласно новым Единым правилам, вступившим в силу 1 января 2021 года, в музеях появятся экспериментальные фонды, которые будут собирать современное искусство из необычных материалов: видео­арт, инсталляции, компьютерное искусство, реди-мейды («арт-объекты с оригинальной художественной концепцией, состоящие из утилитарных предметов промышленного изготовления»), «произведения из недолговечных материалов, подверженных быстрому старению и деструктуризации (поролон, резина, баннерная ткань, пластик, органические вещества…)», и прочее.

«Создание музейных экспериментальных фондов можно только приветствовать, — говорит начальник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова. — Сколько раз материал становился препятствием к тому, чтобы работа художника попала в коллекцию Третьяковской галереи! Реставраторы говорили, что такие вещи со временем будут неизбежно разрушаться, поэтому многие произведения из нетрадиционных материалов оформлялись в научно-вспомогательный фонд, само название которого будто ставит под сомнение их статус серьезного искусства.

В экспериментальном фонде мы сможем наблюдать за поведением недолговечных материалов десятилетиями».
Принятию новых Единых правил предшествовала дискуссия, начатая 20 лет назад Центром культуры и искусства «МедиаАртЛаб». Учрежденная в 1995 году некоммерческая организация все эти годы была драйвером новых медиа. Произведения искусства в этой области настолько эфемерны, что создание архивов — едва ли не главнейшая задача арт-сообщества во всем мире. Было подсчитано, что 90% медиа­арта 1980–1990-х годов бесследно исчезло вместе с устаревшими носителями информации, VHS-кассетами и дискетами. Если бы государственные музеи это искусство покупали, потери не были бы такими катастрофическими. Позднее одна из создателей «МедиаАртЛаб», искусствовед Ольга Шишко возглавила отдел кино- и медиаискусства в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Этот музей одним из первых разработал и принял внутренний регламент, позволивший собирать digital art.

Старший научный сотрудник, хранитель в отделе новейших течений Государственного Русского музея Валентина Беляева также весьма позитивно отзывается о новых правилах, хотя и говорит, что с момента их принятия прошло еще мало времени, чтобы оценить эффект. Но вообще-то в ГРМ уже давно собирают неформатное искусство. «Отдел и фонд новейших течений во главе с Александром Боровским были созданы в 1991 году. Уже тогда была достигнута договоренность, что мы своего рода музей в музее. На сегодняшний день в отделе собрано 3 тыс. экспонатов, из них 80% — дары. У нас есть видео, компьютерное искусство, ассамбляжи, произведения из нефти, куриных перьев, резины, скорлупы, пыли.

Экспериментальный фонд станет подразделом фонда новейших течений. Новая структура поможет нам быстрее и эффективнее оперировать экспонатами. Легче будет, например, отправлять на выставки произведения компьютерного искусства», — говорит Валентина Беляева.

Первые кандидаты на перевод в экспериментальный фонд — хрупкая инсталляция из 327 предметов «Серое вещество» Александра Бродского и «Чайка» из поролона скульптора Пьеро Джиларди (р. 1942), одного из основателей арте повера (это дар немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг). Но еще до принятия прогрессивных Единых правил хранители позаботились, чтобы с вещами ничего не случилось: «Чайка» находится под пристальным контролем, а для инсталляции совместно с автором разработали и сделали большую витрину.

Это все к тому, что инструкции инструкциями, но здравый смысл и ответственное отношение к делу еще никто не отменял. 


Ольга Шишко
Заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С.Пушкина

Для нас стало большой радостью, что Единые правила, принятые Министерством культуры, написаны с оглядкой на регламент нашего музея. Над регламентом работали как специалисты отдела кино- и медиаискусства, так и коллеги из IT, юридических служб, учета и комплектования, что позволило внести довольно серьезные, но логичные изменения в отношение к новым медиа.

Ключевая особенность нашего регламента — то, что предметы медиаискусства стали восприниматься в соответствии с их нематериальной природой. Если раньше все видео- и аудио­инсталляции становились заложниками дисков и флеш-накопителей, на которые наносились инвентарные номера и которые словно сами становились объектами хранения, то теперь для хранения нематериальной составляющей произведения используются электронные депозитарии и предметом хранения становятся сами файлы.

Кроме того, обязательной частью комплекта хранения сегодня является инструкция художника, без нее невозможно восстановление авторского замысла. Старые нормативы не требовали такого, да и вообще не признавали медиаискусство за отдельную область арта. Все эти знания последние полвека аккумулировали наши коллеги в МоМА в Нью-Йорке, в парижском Центре Помпиду. Я рада, что новое понимание искусства возобладало и в России. Восприятие медиаискусства в соответствии с его природой открывает государственным музеям большие возможности. Это и более свободный обмен с институциями по всему миру даже в условиях закрытых границ, и шеринг (совместное владение) коллекций, который позволяет закреплять межинституциональные связи и распределять финансовую нагрузку на закупку новых работ.

Надеюсь, что впереди нас ждет еще много невероятных изменений!

Самое читаемое:
1
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
2
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
3
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
4
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
5
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
6
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
7
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+