18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Альберт-холл Северной Англии» вновь засияет и зазвучит

№89
Материал из газеты

Здание театра конца XIX века в Моркамбе — единственное, что уцелело от элитного комплекса с барами, ресторанами, морскими ваннами, аквариумом и зимним садом

Врываясь в проломы некогда изящных дверей, порывистый ветер поет леденящие душу песни — словно призраки мелодий, когда-то здесь звучавших. «В этом и заключается наша задача, — говорит Ванесса Тулмин, возглавляющая Фонд сохранения «Зимних садов» Моркама. — Нужно снова наполнить этот зал музыкой, ведь для того он и строился».

Театр в северо-западной части Англии, когда-то напичканный сложным сценическим оборудованием, закрылся в 1977 году. «Зимние сады» годами возглавляли список объектов Theatres Trust, фонда поддержки театров, находящихся под угрозой. Теперь горстка волонтеров пытается вернуть обветшалое здание к жизни. 

От прежней славы ланкаширского курорта осталось прискорбно мало: оба пирса разрушены, об исчезнувшей ярмарке напоминает лишь незастроенная прибрежная полоса, здание мюзик-холла «Альгамбра» служит мастерской по ремонту рыболовецкого оборудования. Впрочем, на взморье сохранился отель Midland в стиле ар-деко, восстановленный 12 лет назад. Также существуют планы открыть здесь северное отделение Eden Project, корнуоллского ботанического сада.

Здание театра — единственное, что уцелело от элитного комплекса с барами, ресторанами, морскими ваннами, аквариумом и зимним садом. Построенный архитектурным бюро Mangnall & Littlewood при участии знаменитого Фрэнка Мэтчема, театр открылся в 1897 году. Зал на 2,5 тыс. мест был украшен лепниной, витражами, фаянсовыми нимфами и херувимами под сводчатым потолком. В течение ХХ века здание несколько раз переходило из рук в руки, и его состояние постепенно ухудшалось. Оно продолжало разрушаться даже после присвоения ему статуса объекта культурно-исторического наследия. Кресла из партера и амфитеатра вырвали, в крыше образовалась дыра, а остальные постройки комплекса снесли. В 1960 году, когда здесь снимали фильм «Комедиант» по пьесе Джона Осборна с Лоуренсом Оливье, сыгравшим одну из своих знаменитейших ролей, театр олицетворял упадок целого мира курортных развлечений.

Ванесса Тулмин, чьей семье когда-то принадлежала территория ярмарки у «Зимних садов», оценивает стоимость полной реставрации в £5–8 млн. Благодаря грантам на срочные кровельные работы от фонда «Историческая Англия», Theatres Trust и правительственного Фонда восстановления культуры прогресс заметен уже сейчас. Дыры в крыше заделали, протекавшие водосточные желоба заменили, первый этаж открыли для небольших мероприятий и экскурсий. Считавшиеся утраченными оригинальные кресла были обнаружены в бывшем помещении масонской ложи, и сейчас их реставрируют на средства благотворителей. «Это был Альберт-холл Северной Англии, — говорит Тулмин, — и мы хотим вернуть его». 

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
3
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
4
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+