18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Баварские фрески оказались самыми древними в Северной Европе

№89
Материал из газеты

Специалистам удалось установить возраст серии фресок в кафедральном соборе баварского города Аугсбург, изображающих житие Иоанна Крестителя

Недавно удалось установить возраст серии фресок в кафедральном соборе баварского города Аугсбург, изображающих житие Иоанна Крестителя. Согласно новой датировке, они были созданы в первое десятилетие XI века, что позволяет считать их одними из самых старых росписей на стенах средневековых церквей к северу от Альп.

Закрашенные побелкой и забытые, эти фрески в южном трансепте храма обнаружили еще в 1930-е годы. Но лишь сейчас, в ходе реставрационных работ на крыше, удалось доказать, что они датируются тем же периодом, что и сам собор, и их возраст составляет более тысячи лет.

Дендрохронологический анализ показал, что дерево в каменной кладке датируется приблизительно 1000 годом, и это противоречит устоявшемуся мнению, что собор был возведен около 1065 года. «Самые ранние из фресок относятся к первому слою, покрывающему каменную кладку, и, следовательно, являются частью оригинального убранства церкви, — говорит Бригит Нойхойзер, представительница Баварского земельного ведомства по охране наследия. — Поскольку речь идет о важной епископальной церкви, можно предположить, что они должны были быть написаны вскоре после строительства».

Стилистически фрески очень близки к росписям в церкви Святого Георгия на острове Райхенау на Боденском озере на границе Германии со Швейцарией. Острову присвоен статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе благодаря фрескам. Глава Баварского земельного ведомства по охране наследия Матиас Пфайль считает, что аугсбургские росписи — самые значительные по размерам из дошедших до нас фресок той эпохи в немецкоязычных странах после фресок острова Райхенау.

Реставраторы, работающие под эгидой Баварского земельного ведомства по охране наследия, аккуратно расчистили росписи и приняли ряд консервационных мер, в том числе укрепили штукатурку. Фрески подробно сфотографировали и изучили. Несмотря на то что они сильно поблекли и сохранились лишь фрагментарно, удалось идентифицировать две сцены и остатки третьей, в том числе обезглавливание святого и его погребение, расположенные на западной стене. Реставраторы предполагают, что фрески на южной стене, изображавшие, вероятно, рождение и крещение Иоанна Крестителя, могли быть уничтожены в середине XIV века при добавлении готического окна.

Нойхойзер объясняет, что в долгосрочной перспективе фрески не нуждаются ни в каких особых консервационных работах, поскольку располагаются высоко на стенах церкви. По ее мнению, они не страдают от влажности и тепла, связанных с посещением храма людьми, и «после расчистки и реставрации находятся в стабильном, устойчивом состоянии».

Реставраторы собираются обследовать зону крыши и северный трансепт в поисках остатков других фресок. Исследование и реставрация ведутся при финансовой поддержке Фонда Беаты и Ханса Петера Аутенрит, Фонда Зигфрида и Эльфриды Денцель и епархии Аугсбурга.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+