18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александро-Невскую лавру готовят к празднованию 800-летия ее небесного патрона

№89
Материал из газеты

Фасады четырех зданий Александро-Невской лавры в Петербурге будут отреставрированы уже к концу лета

Фасады четырех зданий Александро-Невской лавры будут отреставрированы уже к концу лета этого года. Работы приурочены к началу юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения Александра Невского.

Поновление фасадов Надвратной церкви, Троицкого собора, Духовского и Просфорного корпусов — лишь часть большого реставрационного проекта, разработка которого началась почти восемь лет назад. С конца 1990-х, когда был завершен процесс юридической передачи лавры церкви, и до 2013 года здесь шла фактическая передача зданий и помещений от бывших временных пользователей историческим владельцам. И только в 2013-м руководство лавры приступило к составлению перспективного плана реставрации всего монастырского комплекса. Кстати говоря, серьезные реставрационные работы проводились здесь и при советской власти, в конце 1950-х годов, тогда реставрацией Троицкого собора руководил академик Кирилл Халтурин.

«Концепция комплексной реставрации монастыря была дописана в 2018 году, — рассказал The Art Newspaper Russia Алексей Одинцов, помощник игумена лавры по реставрации. — К этому времени мы провели исследования, разработали планы зонирования, собрали документы. Потом концепцию представили светским властям, но лишь в конце 2019 года пришло подтверждение, что финансирование на реализацию концепции будет выделено».

Заказчиком проекта является Министерство культуры РФ, все исследовательские и проектные работы ведут подведомственные ему Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ). По плану общее проектирование должно быть завершено к концу ноября 2021 года. Но есть ряд задач, проектирование и выполнение которых имеет первоочередное значение. В частности, приведение в порядок фасадов нескольких зданий на так называемой парадной линии торжеств, посвященных юбилею князя Александра Невского, причисленного Русской православной церковью к лику святых. Празднование состоится 12 сентября 2021 года, и к этой дате фасады Надвратной церкви, Троицкого собора, Духовского и Просфорного корпусов должны быть отреставрированы. «По всем четырем объектам уже разработана проектная документация, сейчас идет согласование с заказчиком и органами охраны, получено положительное заключение историко-культурной экспертизы, — рассказал нашему изданию Олег Замжицкий, заместитель директора ЦНРПМ. — Надеемся, что в феврале Министерство культуры объявит конкурс на определение подрядчика. Наиболее вероятно, что сами работы начнутся в апреле-мае, выполнить их за лето вполне реально».

По мнению Татьяны Афанасьевой, гендиректора ООО «Стройпроект», заключившего субподрядный контракт на разработку проекта реставрации Александро-Невской лавры, все исторические здания на этой территории, несмотря на свой вроде бы вполне благополучный вид, требуют серьезного внимания. В частности, на фасадах тех самых четырех первоочередных объектов заметны обрушения штукатурки, многочисленные цементные вставки, осыпания карнизов, утраты лепного и каменного декора. «Самое трудное в нашей работе — учесть, что это не просто объект культурного наследия федерального уровня, но еще и действующий монастырь, — считает Татьяна Афанасьева. — И хочется сделать его максимально доступным для посетителей, чтобы люди могли заходить в эти великолепные здания и любоваться ими и при этом не мешать обычной монастырской жизни. Мы всё это учитываем в проекте».

Общий бюджет проектно-изыскательских работ составляет 405 млн руб. Руководство лавры планирует максимально привлечь к работам на этих объектах в первую очередь именно петербургских специалистов. 


История Александро-Невской лавры

Невский монастырь на месте впадения речки Монастырки в Неву заложил в 1710 году Петр I, однако официальной датой его основания считается 24 марта 1713 года — день освящения первой, деревянной Благовещенской церкви. Через два года Доменико Трезини разработал архитектурный проект монастырского комплекса. В конце мая 1723 года по приказу Петра I сюда были перенесены мощи князя Александра Невского. Несколько ранее, еще в 1720-м, на территории монастыря была открыта школа для детей священнослужителей, позже преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию. Император Павел I предоставил ей статус академии, а всему монастырскому комплексу — статус лавры. Изначальный план Доменико Трезини позже дорабатывали архитекторы Теодор Швертфегер, Михаил Расторгуев, Иван Старов. Во второй половине XVIII века Расторгуев разработал проект одноэтажных и двухэтажных корпусов, обрамляющих монастырский двор, а по проекту Старова возвели главный храм — Троицкий собор. Многие постройки лавры до наших дней сохранили подлинные элементы архитектуры барокко середины XVIII столетия. В 1930-е годы монастырь был закрыт, на его территории располагались различные советские учреждения. Возрождение монашеской жизни началось в 1996 году, а окончательная передача всех зданий епархии состоялась 18 апреля 2000 года.

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
3
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
4
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+