18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

ВХУТЕМАС архитектурный: от конструктивистов до реставраторов

№89
Материал из газеты

Музей архитектуры им. А.В.Щусева на выставке «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет» собрал более 200 предметов из государственных коллекций и частных архивов

Недавний юбилей, 100-летие учреждения Высших художественно-технических мастерских в Москве, предполагалось отметить не только с размахом, но и с системным охватом. Сразу несколько институций пытались координировать свои усилия, но из-за второй волны пандемии согласованные графики сбились. Лишь сейчас общая картина приобретает задуманные очертания.

Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов» в Государственном музее архитектуры концептуально примыкает к большому юбилейному проекту «Школа авангарда» в Музее Москвы. Там кураторы стремились рассказать обо всех факультетах одновременно, — здесь же сфокусировались только на архфаке, и даже еще локальнее — на преподавании и преподавателях. Речь идет о звездах высочайшего уровня: братьях Весниных, Иване Жолтовском, Николае Ладовском, Иване Леонидове, Константине Мельникове, Алексее Щусеве — и о системе образования, которая была тогда одной из самых прогрессивных в мире. Она и сегодня не устарела, кстати.

Кураторы выставки Полина Стрельцова и Ирина Чепкунова предпочли, впрочем, не отслеживать дальнейшую судьбу передовых идей и остались в рамках того десятилетия, когда ВХУТЕМАС, а позднее ВХУТЕИН были еще живой реальностью. Ключевые события того периода отмечены на специально составленном хронографе — он выступает в роли настроечной таблицы, чтобы при обилии экспонатов зритель не терял исторических ориентиров. Сами же экспонаты — более 200 предметов из государственных собраний и частных архивов — призваны продемонстрировать удивительное разнообразие, царившее на факультете. Там происходили постоянные столкновения школ и принципов, причем отнюдь не всегда радикально авангардных. Рационалисты противостояли конструктивистам, неоклассики обособлялись от тех и других (но сами экспериментировали вполне в авангардном духе), ну а Мельников с Голосовым разрабатывали собственную пропедевтику. Эти и другие сюжетные линии кураторами внимательно рассмотрены и проиллюстрированы — параллельно с историей появления и развития отдельных мастерских.

В экспозиции есть и материалы, которые отражают профессиональные воззрения тех или иных преподавателей. «Все они были активно практикующими архитекторами, и через их практику раскрывается то, чему они могли учить студентов», — подчеркивает Полина Стрельцова.

Примером практической деятельности могут служить градостроительные проекты Владимира Семенова, из чьих первоначальных идей вырос в итоге знаменитый генплан Москвы 1935 года. И совсем малоизвестная сторона вхутемасовской жизни — образцы реставраторской науки вроде обмеров Сухаревой башни, выполненных Иваном Рыльским. На таких наглядных пособиях вырастала отечественная школа реставраторов.

«Архитектурный факультет был тем локомотивом, который двигал целый вуз», — говорит Полина Стрельцова. Тезис полемический, но абсолютно очевидно, что без архфака история ВХУТЕМАСа непредставима.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, флигель «Руина»
ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет
До 23 мая

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+