18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе — релаксирующая живопись Гавриила Кондратенко, редкий альбом с видами Петербурга и 100-рублевая банкнота-«радужка».

Гавриил Кондратенко. «Морской берег ранним утром». Начало ХХ в.

Если бы русская академическая живопись еще нуждалась в оправдании (а были времена, когда и специалисты, и воспитанная ими публика презирали этот, конечно же, буржуазный, но такой приятный глазу стиль), главным ее адвокатом мог бы выступать Гавриил Кондратенко. Он был сыном крепостного крестьянина, поступил в Академию художеств вольноприходящим, потом перешел в пейзажный класс, к академику Михаилу Клодту. Учился искренне и старательно, воспевая в незыблемых традициях классицизма не только итальянские, но и родные берега. Например, написал места, связанные с именем своего земляка Михаила Лермонтова, и выставил их на специальной выставке, в память поэта, — Тарханы, виды Москвы, Пятигорска или Кавказа упоительно прекрасны и залиты нежнейшим светом почти итальянского солнца. Сбор от выставки пошел в пользу нуждающихся литераторов и ученых. Кондратенко был благотворителем всю жизнь, заботясь то о бедствующих собратьях и их семьях, то о сестрах милосердия — героях русско-турецкой войны. И все это время много работал, особенно в Крыму: все же истинному академисту трудно дается осенняя слякоть, ему ближе синее море и цветущие магнолии. «Морской берег ранним утром» — отличный пример его обычно очень ровной по качеству живописи. Интересно, что на том же аукционе есть еще несколько изображений каменистого берега, омываемого волнами: крымского же Эммануила Магдесяна, ученика Айвазовского, и северного, кисти Оскара Гофмана, эстонского художника-реалиста рубежа XIX–XX веков.
«Три века», 26 октября (13:00), эстимейт 2,8–3,5 млн руб.

Новая коллекция из сорока видов Санкт-Петербурга и окрестностей, нарисованных с натуры различными художниками. СПб: Литография Александра Плюшара, 1825

Этот альбом — одно из самых полных изданий из серии альбомов с видами Санкт-Петербурга, выпускавшихся издательством Александра Плюшара в 1820-х годах. Плюшар, француз, преданный Петербургу, стал одним из пионеров литографии в России — новой техники, позволявшей передавать разом и мелкие подробности, и сочную фактуру, и индивидуальную «руку» художника. Издатель заказывал виды города лучшим мастерам того времени: Карлу Беггрову, Андрею Мартынову, Карлу Кольману. Как писал в 1911 году журнал «Русский библиофил», литографии из альбомов Плюшара «представляют собой громадный интерес в художественном отношении». Не зря современниками они нередко разбирались на листы и обрамлялись по отдельности. Полные варианты — как этот, с 40 литографиями, — уже в XIX веке были библиографической редкостью.
«Три века», 26 октября (16:00), эстимейт 1,1–1,4 млн руб.

Государственный кредитный билет номиналом в 100 рублей, 1896

Одним из топ-лотов аукциона, полностью посвященного бонистике, эта банкнота стала сразу по нескольким причинам.

На момент выпуска 100-рублевка была самой крупной купюрой Российской империи не только по номиналу, но и по размеру самой банкноты. Кроме того, эта купюра была в те годы самой защищенной в мире; в ближайшее десятилетие фальшивомонетчики научились печатать и 10-, и 25-рублевые купюры — но не эту. А все благодаря специальной «орловской печати» — методу, изобретенному служащим экспедиции заготовления государственных бумаг Иваном Орловым. Многокрасочная радужная печать фальсификации не поддавалась; среди коллекционеров такие банкноты нежно зовутся «радужками».

100-рублевых билетов напечатали очень много, сотни тысяч, однако все они были обменяны в процессе денежной реформы при Николае II (можно забыть обменять старый рубль, но не сотню!). Обменяли и эту — банкнота погашена специальным перфоратором, пробившим в ней отверстие. Можно предположить, что в революционной неразберихе какое-то госхранилище было разграблено или расформировано, и купюра попала в частные руки.
«Знакъ», 25 октября (12:00), стартовая цена 500 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+