18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Собаку использовали не по назначению. И искусство тоже

Игра с участием робота-собаки, расстреливающего краской шедевры мирового искусства, призвана обратить общественное внимание на «смертельный военный потенциал» дроида

Spot стоит гораздо дороже обычной домашней собаки — $74,5 тыс. Но это ведь и не простая собака, а робот, способный подниматься по лестнице, открывать двери и управлять различными гаджетами. И обладающий пугающим военным потенциалом — так считает нью-йоркская арт-группа MSCHF, которая, чтобы обратить внимание на эту его сторону, создала игру, доступную в интернете.

Посетители виртуальной площадки Spot’s Rampage («Ярость Спота») смогли получить возможность в течение двух минут контролировать робота-собаку при помощи своих мобильных устройств. Собака при этом перемещалась в реальном пространстве художественной галереи, стреляя из закрепленного на ее спине пейнтбольного ружья, заливающего краской расставленные вокруг знаменитые произведения мирового искусства.

Производящая Spot компания Boston Dynamics выразила в своем аккаунте в Twitter недовольство «провокационностью» проекта. «Мы осуждаем использование наших технологий в любом контексте, популяризирующем насилие, причинение ущерба или устрашение», — говорится в ее заявлении. «Провокационное искусство может способствовать развитию полезной дискуссии о роли технологий, — считают в компании. — Однако в данном случае искусство используется для того, чтобы в корне неверно представить Spot и то, как он может применяться в повседневной жизни».

Неодобрение производителя, по-видимому, ничуть не беспокоит арт-группу MSCHF, известную громкими вирусными проектами вроде пары ботинок Birkenstocks, сделанных из сумок Hermès Birkin. «Мы поговорили с Boston Dynamics, и им СОВСЕМ НЕ ПОНРАВИЛАСЬ эта идея, — пишут художники на своем сайте. — Они сказали, что дадут нам еще ДВУХ роботов Spot БЕСПЛАТНО, если мы уберем ружье. В результате нам еще больше захотелось сделать именно это, так что, если наш Spot перестанет работать, знайте, что в каждый из их роботов встроена система блокировки».

Boston Dynamics была основана в 1992 году; в минувшем декабре ее у японского конгломерата SoftBank приобрела за $1,1 млрд компания Hyundai. В 2017 году основатель и руководитель Boston Dynamics Марк Рэйберт рассказал на посвященной технологиям конференции газеты Wall Street Journal, что у робота-собаки, «возможно, будут покупатели среди военных» (с лета 2020 года этот шедевр робототехники поступил в открытую продажу. — TANR). Он добавил, что в случае использования Spot для причинения вреда человеку условия продажи будут аннулированы и что, в его представлении, основное применение робота ограничивается «рутинными задачами».

На той же конференции Рэйберт заявил, что тревога, которую Spot вызывает в обществе, связана главным образом с его биоморфным дизайном: из-за него у людей создается впечатление, что робот способен иметь собственное сознание, хотя на самом деле он ничем не отличается от современных автомобилей или самолетов, которые сейчас широко программируются на автономную работу. В результате образ четвероногих роботов-убийц все чаще встречается в популярной культуре. К примеру, создатели эпизода «Металлист» антиутопического телесериала Netflix «Черное зеркало» вдохновлялись именно роботами Boston Dynamics.

И все же беспокойство арт-группы может быть небезосновательным: не так давно в Сети появилось видео о том, как полиция Нью-Йорка использует в Бронксе четвероногого робота, очень похожего на Spot производства Boston Dynamics.

«Их маркетинговая команда изо всех сил старается закрепить ассоциацию робота-собаки Spot с милыми видео в интернете», — рассказал NBC News Дэниел Гринберг, глава отдела стратегий и роста MSCHF (и правда, ролик с танцующими роботами или постановочное видео, где антропоморфный робот прижимает к груди собачку и спасает ее от злых людей, набрали десятки тысяч просмотров. — TANR). «Spot — это снаряд эмпатии, — говорится на сайте MSCHF. — Когда роботы-убийцы придут в Америку, они будут пушистыми созданиями с мячиком во рту… а полиция и военные определенно будут использовать это, чтобы убивать людей».

От себя добавим только, что видеть, как Spot спотыкается о Венеру Милосскую и поскальзывается на коробке Brillo из инсталляции Энди Уорхола, очень смешно. В реквизите шоу-игры также использованы копии «Велосипедного колеса» Марселя Дюшана, скульптуры художника KAWS, древней китайской вазы и других известных произведений мирового искусства.

В России единственным владельцем робота-собаки является Сбербанк, который приобрел ее в «образовательных и исследовательских целях».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+